Даже кухарка может изменить государству
Смоленская домохозяйка задержана за звонок в посольство Украины
Против домохозяйки из Смоленской области возбуждено уголовное дело о государственной измене. Светлана Давыдова посчитала, что служащие военной части по соседству с ее домом могли быть переброшены в Донецк, о чем в апреле 2014 года сообщила в посольство Украины. Спустя почти год она была задержана и арестована.
Сотрудники ФСБ пришли задерживать жительницу города Вязьма Смоленской области Светлану Давыдову утром 21 января. Как рассказал ее муж Анатолий Горлов, около 8:30 в дверь позвонил участковый и сказал, что соседи жалуются на шум. В квартире вместе с супругами живет еще и сестра госпожи Давыдовой с тремя детьми, а у самой обвиняемой их четверо, последнего она родила недавно. Когда муж открыл дверь, в квартиру вошли оперативники во главе со следователем 1-го отдела следственного управления ФСБ РФ Михаилом Свинолупом. Он сообщил, что против госпожи Давыдовой возбуждено уголовное дело N221-601 по ст. 275 УК РФ ("Государственная измена"). По данным следствия, в апреле 2014 года она сообщила в посольство Украины в Москве о передвижении служащих военной части N48886, расположенной на той же улице 1-я Бозня, что и дом госпожи Давыдовой. В этой части дислоцируется 82-я отдельная радиотехническая Краснознаменная ордена Александра Невского бригада ГРУ.
Светлану Давыдову этапировали в Москву, где 22 января судья Лефортовского суда Елена Галиханова приняла решение о ее аресте. Муж Светланы Давыдовой и не отрицает, что она связывалась с посольством Украины. "Светлана в какой-то момент заметила, что военная часть под нашими окнами опустела, и это показалось ей подозрительным",— говорит господин Горлов. Тогда же она встретила в маршрутке служащего военной части, которого знала в лицо. Он был в штатском и громко обсуждал по телефону "переброску небольшими группами в Москву, а оттуда дальше". "Она подумала, что речь может идти об отправке в Донецк",— рассказал муж арестованной. В апреле 2014 года главнокомандующий НАТО в Европе Филип Бридлав заявил, что на границе с Украиной в Ростовской области концентрируются "готовые к вторжению" российские войска. В качестве доказательств он привел спутниковые снимки, но в российском МИДе назвали эту информацию недостоверной. "Света очень остро реагировала на все эти события и поэтому решила обратиться в посольство",— говорит муж обвиняемой. При этом в опрошенных "Ъ" организациях, защищающих права военнослужащих, заявили, что с апреля не получили ни одной жалобы на отправку смоленских военных на Украину и не располагают подобной информацией.
Уголовное преследование Светланы Давыдовой ведется по принятым в октябре 2012 года Госдумой поправкам к 275-й статье УК, предусматривающей от 12 до 20 лет лишения свободы. Раньше изменой считалась "выдача гостайны либо иное оказание помощи иностранному государству в его враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ". До редакции одним из самых известных осужденных по 275-й статье был завсектором исследований Института США и Канады РАН Игорь Сутягин. В 2004 году его приговорили к 15 годам колонии за то, что он передавал аналитические записки британской консалтинговой фирме, связанной с внешней разведкой США. Адвокат Анна Ставицкая, защищавшая господина Сутягина, пояснила "Ъ", что после внесения поправок понятие "госизмена" трактуется как оказание помощи любым зарубежным структурам "в деятельности, направленной против безопасности РФ", уже необязательно враждебной. По мнению адвоката Ивана Павлова, защищавшего другого известного фигуранта дела о шпионаже, журналиста Григория Пасько, защита госпожи Давыдовой должна обратить внимание на законность собранных ФСБ доказательств: "Либо спецслужбы слушали ее, либо посольство. Насколько законно, предстоит выяснить". В посольстве Украины в Москве вчера сообщили, что комментировать ситуацию не готовы. В украинском МИДе вчера также воздержались от оценки уголовного дела.
В защиту Светланы Давыдовой вчера выступил депутат Госдумы Дмитрий Гудков, попросивший Генпрокуратуру разъяснить суть претензий к жительнице Вязьмы. Председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин написал официальный запрос главе ФСБ Александру Бортникову, в котором попросил смягчить госпоже Давыдовой меру пресечения и обнародовать данные о расследовании. Ситуацию взяли на особый контроль члены президентского Совета по правам человека. Однако как отметил адвокат Светланы Давыдовой Андрей Стебенев, ее уголовное дело носит гриф "секретно", поэтому узнать что-либо о ходе следствия общественным защитникам обвиняемой вряд ли удастся.