Образованию дали правила жизни
Утвержден этический кодекс для участников образовательного процесса
С 1 февраля этого года в образовательных учреждениях Саратовской области начнет внедряться «Этический кодекс участников образовательного процесса Саратовской области». Как сообщили в пресс-службе регионального минобразования, профильный министр Марина Епифанова утвердила документ 30 января этого года. До этого кодекс проходил общественные слушания. Наблюдатели считают, что одобренный министром образования документ будет носить рекомендательный характер и, как и другие аналогичные документы, не будет подразумевать взыскания за его нарушения.
В минувшую пятницу министр образования Саратовской области Марина Епифанова утвердила «Этический кодекс участников образовательного процесса Саратовской области». Как сообщили вчера в пресс-службе ведомства, проект документа проходил публичные слушания с сентября по ноябрь 2014 года, в процессе обсуждения в него вносились различные поправки. В декабре 2014 года текст кодекса был одобрен Саратовской областной организацией профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также Общественным советом при министерстве образования Саратовской области.
Как сообщили в министерстве образования, нормы кодекса обращены к учащимся, педагогам, администрации образовательных организаций, а также родителям учащихся.
«Основными целями кодекса являются: повышение уровня культуры взаимоотношений участников образовательного процесса, формирование положительного микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, содействие выполнению миссии и достижению стратегических целей образовательной организации, формирование и защита положительной репутации образовательной организации, выработка стремления участников образовательного процесса к высокому уровню культуры взаимоотношений в повседневной деятельности», — отметила министр образования области Марина Епифанова.
Госпожа Епифанова пояснила, что текст кодекса может служить «основой для создания локальных актов образовательных организаций, регламентирующих правила поведения участников образовательного процесса с учетом типов образовательных организаций и видов деятельности».
Как следует из текста документа, все участники образовательного процесса, независимо от своего статуса или занимаемой должности, обязаны неукоснительно соблюдать нормы и требования кодекса. Документ назван «управленческим инструментом», который можно использовать для разрешения сложных этических ситуаций. Для этого в образовательной организации может создаваться «комиссия по этике», в обязанность которой входит разрешение этических ситуаций, реагирование на вопросы и заявления участников образовательного процесса.
В кодексе указано, что ни один участник образовательного процесса не имеет права «пользоваться исключительным положением для разрешения конфликтной ситуации в свою пользу», все участники образовательного процесса равны между собой, не допускают унижения личности по любому признаку. Участникам образовательного процесса, в соответствии с документом, рекомендуется выстраивать отношения с представителями власти, а также со СМИ. В последних приветствуется размещение положительных комментариев о деятельности образовательного учреждения. «Сферы потенциальных конфликтов оперативно выявляются, сводятся к минимуму и ставятся под строгий контроль», — указано в этическом кодексе.
Обсуждение необходимости создания этического кодекса началось еще в феврале прошлого года. Председатель Общественного совета при министерстве образования области, психолог Сергей Саратовский заметил, что, несмотря на свой декларативный характер, кодекс «даст возможность понять, как должен вести себя педагог или учащийся, какие их качества и поступки приемлемы в современной школе, а какие — нет».
Сейчас аналогичные локальные документы уже приняты в ряде образовательных учреждений. В частности, в Саратовском государственном техническом университете (СГТУ) им. Гагарина Ю. А. еще в 2010 году ученый совет утвердил «Морально-этический кодекс студента СГТУ». Ректор вуза Игорь Плеве говорит, что, в отличие от предложенного минобразования, документ технического университета более конкретный. «Над нами даже смеялись, что мы прописываем такие вещи, как поведение в столовой, но у нас учатся разные студенты, из разных слоев, мы стараемся формировать у них единое мировоззрение», — говорит господин Плеве. При этом он отмечает, что взысканий за нарушение кодекса никому предъявлено ни разу не было. «Мы не ставили себе задачу наказывать кого-либо. Документ носит воспитательную функцию и направлен на то, чтобы формировать студента», — пояснил ректор СГТУ.