Европейский суд не забыл о российских выборах
Страсбург ведет переписку с властями РФ и авторами жалобы на фальсификации
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) ведет переписку с авторами жалобы на фальсификацию результатов выборов в Госдуму в Санкт-Петербурге в 2011 году и правительством РФ, выступающим против ее рассмотрения. Российские власти считают, что ЕСПЧ демонстрирует "предвзятое отношение к государству-ответчику". Оппозиционеры обвиняют правительство в "злоупотреблении правами", утверждая, что госорганами "фактически была оправдана масштабнейшая фальсификация результатов выборов".
Отмены результатов голосования в Санкт-Петербурге на выборах в Госдуму и городской парламент 2011 года добиваются 11 заявителей, среди которых бывшие кандидаты в заксобрание, члены участковых избиркомов (УИК) и наблюдатели. Жалоба была коммуницирована весной 2014 года. После этого стороны должны были ответить на 12 вопросов ЕСПЧ: в частности, как проводился пересчет голосов и всегда ли он оказывался в пользу "Единой России". В меморандуме (ответе) властей РФ говорится, что оценивать уже рассмотренные нашими судами факты ЕСПЧ не уполномочен, жалоба подана "ненадлежащим способом", а ее авторы не исчерпали средства правовой защиты в РФ. "Вызывает обеспокоенность вопрос об объективном подходе": "форма изложения секретариатом ЕСПЧ всех обстоятельств дела презюмирует добросовестность и правомерность всех действий заявителей и носит очевидно предвзятый характер по отношению к государству-ответчику",— заявило правительство РФ. Оно сослалось на данные Центризбиркома о представленных в ЕСПЧ "подложных" копиях протоколов, хотя проверка по заявлению главы ЦИКа Владимира Чурова началась лишь после запроса ЕСПЧ осенью 2014 года, а Следственный комитет в итоге отказался возбудить уголовное дело.
В ответном меморандуме заявителей их представители Каринна Москаленко и Елизавета Напара перечислили обращения "во все возможные органы, чтобы продемонстрировать ЕСПЧ их безрезультатность и бесперспективность, с общим выводом об их неэффективности". "Десятки свидетелей в рамках допроса в судебных заседаниях подтвердили факты фальсификаций, но суды не пожелали учесть эти обстоятельства. Трудно представить, что одновременно и синхронно все участковые комиссии допустили столько ошибок, что потребовалось проведение повторного подсчета голосов",— возражают оппоненты властей. В данных по участкам, где членами УИК были сами заявители, правительство никаких недостатков не обнаружило, а отказ представить суду "якобы иные первоначальные протоколы" свидетельствует о "злоупотреблении правительства своими правами", отмечает оппозиция. По некоторым вопросам (например, когда был произведен повторный подсчет голосов и всегда ли изменения в протоколах были в пользу "Единой России") правительство в нарушение Европейской конвенции "вообще уклонилось от ответа", возмущены авторы жалобы. Они заявили, что в результате "согласованной позиции" всех госорганов РФ "фактически была оправдана масштабнейшая фальсификация результатов выборов по Санкт-Петербургу": приписки в пользу "Единой России" к изготовленным и уже выданным наблюдателям протоколам были "согласованными, повсеместными, синхронными, обнаруживают одну и ту же тенденцию и свидетельствуют о единообразии указаний, полученных от бенефициаров подобных фальсификаций".
В распоряжении "Ъ" вчера оказались и разъяснения правительства на дополнительный запрос ЕСПЧ об "обстоятельствах инцидента", связанного с "попыткой оказания влияния со стороны РФ" на Андрея Давыдова — заявителя, чье имя указано в названии дела ("Давыдов и другие"). ЕСПЧ интересовался сообщением о том, что заявителя вызывали по телефону "на переговоры, цели которых не ясны", сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями полиции и СКР, хотя такие "неофициальные вызовы на беседу" в рамках российского законодательства недопустимы. Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин подчеркнул, что сообщение о "предполагаемых попытках властей оказывать давление" касается "только одного" заявителя. "Не каждый запрос со стороны властей" по жалобам, находящимся на рассмотрении ЕСПЧ, "может рассматриваться как запугивание", считает чиновник. Он утверждает, что заявителей вызывали "для разъяснений по существу аргументов Владимира Чурова", а повестка Андрею Давыдову была опущена в почтовый ящик. Оппозиционер это отрицает, отметив, что полицейские после уведомления об их действиях ЕСПЧ вообще отменили приглашение встретиться. Прокомментировать письмо властей заявители должны до 3 марта, после чего может быть принято решение о приемлемости их жалобы для рассмотрения.