Частное потребление ограничилось самым необходимым
Мониторинг / домохозяйства
В четвертом квартале 2014 года домохозяйства показали абсолютный рекорд потребления. Согласно расчетам ЦМАКПа, основанным на данных Росстата, они потратили на покупку товаров и услуг 84,1% своих реальных располагаемых доходов (без учета налоговых платежей и обслуживания кредитов). Для сравнения, в четвертом квартале кризисного 2008 года — 78,3%. На покупку валюты домохозяйства тратили меньше — 5,3% реальных доходов в четвертом квартале 2014 года против 12,3% в 2008 году и даже пытались активно зарабатывать на финансовом рынке — вложения в ценные бумаги составили 2,6% по сравнению с 0,5% в 2008 году. Наученные предыдущим кризисом граждане заморозили банковские депозиты (в последнем квартале 2014 года они не менялись, в 2008 году — сократились на 10,3%), но вложения в недвижимость в объеме реальных доходов в 2014 году выросли до 6,9% по сравнению с 4,8% в 2008 году.
Галопирующая инфляция (15,6% в годовом выражении по оперативным данным Росстата на 9 февраля), продолжающееся ослабление рубля (за январь 2015 году рубль ослаб к доллару на 10,2%, а к евро — на 5,9%) и ухудшающиеся экономические перспективы заставили граждан изменить свои предпочтения. Исследование инфляционных ожиданий и потребительских настроений в январе 2015 года, опубликованное вчера ЦБ, свидетельствует: 40% считают, что время для покупок сейчас плохое (28% в декабре 2014 года), и 44% полагают, что время для сбережений столь же неблагоприятное (44% в декабре и 37% в ноябре 2014 года). Но хотя индекс потребительских настроений упал до минимума за последние пять лет, как в отношении текущей ситуации, так и ожиданий на ближайший год, респонденты всерьез ждут замедления инфляции уже в ближайшие месяцы и в большинстве своем считают, что девальвация рубля завершилась. "Россияне это объясняют тем, что последнее повышение было настолько резким и значительным, что дальше ценам расти уже просто некуда",— отмечают авторы исследования.
На этом фоне осведомленность респондентов о такой организации, как Банк России, растет: если еще в феврале 2014 года 30% респондентов ничего не слышали о нем, то в январе 2015 года таких осталось лишь 19%. Когда инфляция в марте--апреле 2015 года достигнет прогнозируемого Министерством экономики пика, превысив 17%, тех, кто ничего не слышал о ЦБ, вероятно, не останется.