"Вся технологическая цепочка может быть восстановлена"
По оценкам генерального директора ОАО "Криогенмаш" Михаила Исполова, несмотря на экономические санкции в отношении России со стороны западных стран, у ОАО "Криогенмаш" продолжается абсолютно нормальная коммерческая деятельность с американскими и европейскими партнерами. Тем не менее, в случае необходимости предприятие способно практически полностью покрыть всю потребность российского рынка в криогенном оборудовании.
ОАО "Криогенмаш" является крупнейшей отечественной компанией по выпуску оборудования и технологий для разделения воздуха, разработке комплексных решений по переработке попутного, природного газа и СПГ и собственно поставкам технических газов. На оборудовании, изготовленном компанией, выпускается более 70% годового объема технических газов в России. Оборудовании компании работает также в Турции, Казахстане, Белоруссии, Индии, Китае, Германии, Южной Корее, Тайване, Украине и др. Компания объединяет профильные активы — институт и машиностроительный завод ОАО "Криогенмаш", ведущий специализированный проектный институт ОАО "Гипрокислород". В прошлом году компании исполнилось 65 лет.
Способен ли "Криогенмаш" полностью покрывать потребности внутреннего рынка?
ОАО "Криогенмаш" - уникальное предприятие, причем не только национального масштаба. Не так много в мире фирм, которые обладают возможностью одновременно проводить исследования, проектировать, конструировать и изготавливать сложнейшее наукоемкое оборудование. Причем это не основано на "старых заслугах" - конечно, мы опираемся на научную школу, которая была создана Нобелевским лауреатом Петром Леонидовичем Капицей и признана во всем мире, однако мы постоянно совершенствуемся и идем вперед. Только за последний год запустили в эксплуатацию 4 криогенные воздухоразделительные установки (ВРУ) собственной разработки, строим еще около 20 ВРУ разной производительности, отгрузили в Китай и Индию уникальные системы для транспортирования и заправки жидкого водорода. Особая гордость для нас - это новейшая система заправки жидким кислородом, система обеспечения азотом, системы термостатирования низкого и высокого давления для стартового комплекса "Ангара". По проекту создания первого в мире экспериментального термоядерного реактора ИТЭР мы являемся основным разработчиком установок, предназначенных для вакуумных, тепловых и функциональных испытаний заглушек портов, ведущих в вакуумную камеру установки ИТЭР. "Криогенмаш" разработал и изготовит четыре таких стенда, два из которых будут размещены в Принстоне (США) и Барселоне (Испания), а еще два будут поставлены в организацию ИТЭР, Кадараш (Франция). Мы вовлечены в реализацию крупнейших промышленных и научных проектов не только в России, но и в мире - и здесь мы традиционно вынуждены конкурировать с лучшими в мире компаниями.
Наша традиционная продукция - воздухоразделительное оборудование для металлургии и нефтехимии. Сегодня это достаточно конкурентный рынок: на российском рынке как оборудования, так и реализации on-site проектов (строительство собственных установок "под ключ" на площадке заказчика, для снабжения техническими газами), очень активно ведут себя и наши основные конкуренты - американские компании, европейские, а теперь уже и китайские. В России нам приходится конкурировать с такими авторитетами, как Linde, Praxair, Air Products и т.д.
Отвечая на ваш вопрос: можем ли мы полностью заменить иностранные установки на нашем рынке? Можем. "Криогенмаш" способен практически полностью покрыть всю потребность российского рынка в криогенном воздухоразделительном оборудовании.
Если говорить о рынке сжиженного природного газа (СПГ), то здесь мы наработали большой опыт в реализации малотоннажных и среднетоннажных проектов, успешно конкурируем с иностранными компаниями и имеем проверенные надежные решения, которые успешно работают в Китае, а в ближайшее время начнем отгрузку в Африку, и с нетерпением ждем старта работы первого среднетоннажного завода СПГ в России, который строится на основе нашего ожижителя природного газа. Если говорить о проектах с крупнотоннажными установками СПГ, то, опираясь на наш опыт и знания, мы можем нарастить наши компетенции и в этой сфере.
Насколько сейчас предприятие зависит от импортных комплектующих?
Традиционно Криогенмаш, как и большинство советских заводов, строился как некое "натуральное хозяйство", ориентированное на то, чтобы самостоятельно производить все необходимые комплектующие - от винтов и гаек до теплообменников. В какой-то момент лет 15 назад, в результате работы по повышению эффективности производства, мы пришли к решению, что некоторые комплектующие выгоднее покупать, в том числе и за рубежом, и доля таких комплектующих сейчас достаточно высока. Выбор делался по следующему принципу: то, что мы можем сделать хорошо или даже лучше остальных, производим сами. То, что сегодня лучше производят иностранные компании, мы закупаем у них.
Это не говорит о том, что мы не можем вернуться, например, в производство закупаемой арматуры. Да, нам придется усилить наши конструкторско-технологические службы, чтобы это производить. Да, нам предстоит доработать наши старые конструкции, которые выпускались в 80-90-годы прошлого века. Но опять же, это не проблема, это задача, которую в случае необходимости мы будем решать. При всем этом парк оборудования, который необходим для изготовления криогенной арматуры, на сегодня уже законтрактован и в ближайшее время будет поставлен в наш адрес. Так что, пока мы закупаем эту арматуру за рубежом, но если будет какое-то полное ограничение в поставках, мы развернем ее изготовление на собственном производстве.
Мир многополярен, поэтому если мы будем ограничены с одной стороны, мы всегда сможем переориентироваться. Сейчас по ряду проектов мы уже опираемся на корейских производителей. В том числе для собственных on-site проектов мы покупаем компрессию компании "Самсунг", хотя еще три года назад об этом даже и не думали.
Но, повторюсь, в условиях изоляции вся технологическая цепочка может быть восстановлена.
Как вы оцениваете процесс проведения импортозамещения на "Криогенмаше"?
Работа идет. Такую работу мы начали еще два-три года назад с целью отойти от зависимости от американских и европейских поставщиков. Весь этот процесс мы начинали тогда исходя не из политических трендов - в основном это было обусловлено экономическими причинами: перед нашими специалистами была поставлена задача максимально уйти от монополизма западных компаний, выводя на рынок китайские и корейские компании.
Основной причиной был фактор цены?
Был вопрос цены, монополии. Эту работу мы делали не по политическим мотивам, а исходя из технических и экономических аспектов. Не скажу, что это было простым делом. Для того чтобы применить комплектующее оборудование от нового поставщика, нужно провести его аудит, он должен быть ознакомлен с нашими требованиями, иметь собственное оборудование и возможность его поставки. Мы должны проверить референции. Сейчас уже можно сказать, что мы сформировали пул наших поставщиков и нас абсолютно не беспокоят потенциальные санкции со стороны западных компаний. Мы к этому уже готовы.
Следующий шаг: если допустить усиление изоляции, или будут поставлены такие задачи, то у нас, конечно, есть определенная программа действий в таких условиях. Но сказать, что мы приступили к реализации полного импортозамещения, мы пока не можем. Мы готовимся, мы знаем, что можем предложить, но на сегодня рынки не закрыты ни к нам, ни от нас.
То есть вы не ощущаете действие санкций?
Я бы сказал, что есть незначительные ограничения. Чувствуется легкий холодок в отношениях, некоторая настороженность, которую никак нельзя оценить конкретно с точки зрения цифр или сроков. Но пока как с европейскими, так и с американскими партнерами у нас продолжается абсолютно нормальная коммерческая деятельность и больших ограничений по поставкам или недопоставкам нет. Пока санкции не влияют на нашу текущую деятельность. Кстати, в некоторых аспектах ситуация несколько изменилась даже в лучшую для нас сторону. Почувствовав конкуренцию с азиатскими компаниями, наши европейские партнеры стали иногда предлагать на поставляемое ими оборудование более низкие цены.
На пути к звездам
Бизнес по производству технических газов уникален. Не только потому, что исходный материал — это атмосферный воздух, которым мы дышим. То есть за сырье никому не надо платить и его ресурс практически неистощим. Но и потому, что после использования и переработки технические газы вновь возвращаются в атмосферу. Причем атмосферный воздух действительно дорог. Например, 1 куб. м ксенона, очень редкого газа, стоит до $20 тыс. К техническим и медицинским газам относятся кислород (О2), азот (N2), аргон (Ar), водород (H2), углекислый газ (CO2) и различные смеси на их основе. К редким (благородным/инертным) газам относятся гелий (He), ксенон (Xe), криптон (Xr), неон (Ne). В технических газах нуждаются металлургия и пищевая промышленность, атомная энергетика, косметология, здравоохранение и космическая отрасль. Ни одна ракета не полетит без жидкого кислорода или азота, извлекаемых опять же из воздуха. "Криогенмаш" поставляет оборудование системы заправки жидким кислородом и азотом РН "Союз-2", систем заправки жидким кислородом и азотом, а также системы термостатирования новейшей отечественной ракеты-носителя "Ангара".