Безвыходное обложение

Светлана Сухова — о том, что нужно среднему и малому бизнесу, чтобы пережить кризис

Можно спорить о том, кому на Руси сегодня жить тяжелее, но из категории "работного люда" пальму первенства стоит вручить представителям малого и среднего бизнеса (МСП), а также индивидуальным предпринимателям (ИП). Их число не просто уменьшилось в кризис, а обвалилось: одних только ИП недосчитались 12,7 процента еще в начале года. Объявлениями о продаже бизнеса пестрят сайты и газеты. В конце марта меры помощи предпринимателям "средней руки" обсудят в Кремле — на Госсовете. Проблема в том, что чаяния этой категории бизнеса не всегда совпадают с интересами власти. "Огонек" выяснял детали

Сейчас самое время пройтись по магазинам — они закрываются и распродают коллекции с большой скидкой

Фото: Елена Пальм / Интерпресс / ТАСС

Госсовет готовили давно, с декабря. Срок немалый, но и работы непочатый край. Как выразился губернатор Тульской области Владимир Груздев, возглавивший рабочую группу по подготовке доклада, "не успеем согласовать". Как выяснил "Огонек", за каждый пункт рекомендаций, который будет обнародован в Кремле, между главами регионов, муниципалитетов, представителями федеральных министерств и бизнес-ассоциациями идет настоящая война. Не удивительно, что в интернете, чем ближе к неясной пока дате Госсовета, все больше информации о якобы готовящихся грандиозных уступках бизнесу со стороны власти. Понятно, что пожеланий у бизнеса миллион, но какие из них власть сможет услышать?

Деньги

Главное, что волнует любой бизнес,— сжатие рынка. По словам президента группы компаний "Диана" Дмитрия Несветова, "ощущение, что мы откатились не на уровень 2008-го и даже не 1998-го, а в начало 1990-х". Так что бизнес, по его словам, сейчас не может позволить себе "баловаться с ценами", переложив все тяготы кризиса на плечи потребителя, как он это делал с конца 1990-х.

В кризис выживают не все. На одном только сайте Avito.ru объявлений о продаже бизнеса в Москве было подано в 14,5 раза больше, чем годом ранее, в Санкт-Петербурге и того больше — увеличение в 15,8 раза. При этом львиная доля исчезающих ИП не переходит в статус наемных работников — уходит в "тень". А на смену им приходят единицы: только 2,6 процента россиян планируют открыть свой бизнес, если верить Глобальному мониторингу предпринимательства (среди немцев таких 6,8, в США — 12,4, а в Бразилии вообще 27,2 процента).

Рынок замер, потому что денег нет и взять их негде: из-за санкций получить кредит на Западе невозможно. Российские банки сами испрашивают у правительства финансовой помощи и введения ограничений на вмешательство Центробанка в целый ряд операций. При этом кивают и на ключевую ставку ЦБ (15 процентов), которая делает кредитные пакеты для бизнеса недоступными. С последним не поспоришь. Хотя программа поддержки малого бизнеса принята давно, и с 2007 года ее реализует Внешэкономбанк через свою "дочку" — ОАО "МСП Банк", который и выдает банкам кредиты под то, чтобы те отбирали и финансировали бизнес-проекты.

О том, что из этого выходит, рассказала "Огоньку" глава маленькой, но бойкой компании. Ее фирма — давний клиент Сбербанка с прекрасной кредитной историей. Но недавно ей предложили взять кредит под 22 процента годовых и только под залог недвижимости. Последней у компании нет, а под оборот банк денег давать отказался наотрез. "Хотя бы переняли западную практику целевых кредитов,— вздыхает бизнесвумен.— В ЕС почти в каждом банке есть отдел кредитования малого бизнеса, который одобряет бизнес-проекты, а деньги платит по графику и при предъявлении накладных. У нас же "мельчить" не хотят".

Кстати, глава упомянутого банка, Герман Греф, отметился на прошлой неделе в Ново-Огарево, где, по свидетельству очевидцев, предложил несколько структурных рецептов. Например, создать Центр управления изменениями. Как видим, в России по-прежнему все беды лечатся созданием чиновничьих структур... Мнение экспертов, твердящих, что все беды российской экономики от перевернутой с ног на голову системы, в которой чиновники занимают место креативного класса и бизнеса (см. "Огонек" N 6 за 2015 год), в расчет, похоже, не берутся.

Власть пытается действовать привычными методами: дает деньги из бюджета (135 млрд рублей) и расширяет для МСП квоту по участию в госзаказах. Ведь государство сегодня — чуть ли не единственный платежеспособный заказчик. Но так ли это?

Любой бизнесмен, участвовавший в таких тендерах, подтвердит, что отмена депозита в 10 процентов от стоимости контракта облегчило МСП участие в торгах. С другой стороны, госструктуры перестали платить вовремя, приходится ждать по полгода после поставки товара. И это еще хорошо! Надо ли говорить, что "свои" конторы получают деньги сразу и в полном объеме?

С третьей стороны, и живых, даже бюджетных, денег толком нет. 135 млрд рублей — это капля в море. Понятно, что бюджеты всех уровней трещат по швам и у власти в приоритете социальные обязательства. Антикризисные планы регионов, появляющиеся вслед за правительственным, лишнее тому подтверждение. Конечно, бизнес не забыт, ему уделили внимание, многое пообещали. Но все знают: реальна только строка расходов бюджета и буква закона. Если "свободных" строк на поддержку бизнеса в бюджетах нет, то, может, они найдутся в Налоговом кодексе?

Дело за малыми

Показатели уровня развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в различных странах


Страны мира
Количество
МСП на 1000
человек
Доля
занятых на
МСП, %
Вклад МСП в
ВВП, %
США204262
Канада334727
Австралия406935
Япония457763
Малайзия215647
Чехия855135
Венгрия554850
Великобритания273550
ЮАР396060
Россия392521

Источник: KPMG, Росстат

Льготы

О том, что фискальная нагрузка на бизнес сегодня избыточна, не говорит разве что ленивый. Но на Госсовете впервые может быть заявлено, что дело не только и не столько в налогах, сколько в платежах всех уровней и мастей, которыми обложен бизнес, их свыше 70 (см. "Детали"). Понятно, что каждая компания не платит их все, но и того, что платит выборочно, достаточно.

Например, парикмахер, купивший патент в Подмосковье, может заработать за год 176 тысяч рублей и обязан уплатить с них 10 560 рублей налога, зато страховых взносов — аж на 35 550 рублей. Кроме того, ИП, не использующие наемный труд, не вправе вычесть из налогооблагаемой базы расходы на собственное обучение и переподготовку. Мелочи, заставляющие уходить в тень или с рынка...

Представители одной микрокомпании, занимающейся производством и импортом телекоммуникационного оборудования, посетовали "Огоньку", что им, например, приходится дважды платить НДС — налоговикам и таможне. Таможня не пропускает товар без подтверждения уплаты НДС, а налоговая служба не принимает к зачету авансовые платежи. Так что если товар куплен в одном квартале, а прибыл в следующем, приходится платить дважды. И ждать возврата "лишнего" НДС полгода. Казалось бы, чего проще ввести предварительное декларирование НДС, как это делают на Западе? Но о таких "мелочах" на Госсовете вряд ли пойдет речь.

Зато в числе рекомендаций могут оказаться пожелания "сохранить существующие льготы". Не секрет, что, несмотря на обещание Владимира Путина ввести налоговый мораторий, фискальная нагрузка на бизнес только выросла, потому что властью в прошлом году был принят целый ряд решений, осложнивших ему жизнь. Речь о введении торгового и муниципальных сборов, об отмене льготы по уплате налога на имущество для предпринимателей — плательщиков по упрощенной системе налогообложения (УСН) и платящих единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и увеличение фиксированного страхового платежа для ИП.

Уже известно, что на Госсовете будет предложено отложить введение торгового сбора до 2018 года. Но продержится ли этот настрой до конца марта? Инициаторы появления побора, понятно, против отсрочек. Между тем эксперты утверждают: в нынешних условиях эта мера приведет к серьезному сокращению торговых точек в той же Москве. Мол, мало вам пустующих коммерческих площадей?

С недвижимостью настоящая беда. Для малого бизнеса крупных городов эта проблема если не на первом, то на втором месте точно. От стоимости недвижимости зависит величина налога на нее. Состоявшийся переход в оценке недвижимости с баланса на кадастр (см. "Огонек" N 41 за 2014 год) поднял цену на столичную недвижимость подчас на 1600 процентов! "Опора России" предложила, например, при обсуждении антикризисного плана Москвы хотя бы заморозить планку кадастровой оценки "по состоянию на 1 января" на три-четыре года. Ответа нет.

Зато мэрия сохранила льготы по аренде недвижимости. Бизнес рад. По словам вице-президента "Опоры России" Александра Жаркова, непонятно только, почему мера действует только год? "Даже президент говорил о четырехлетнем периоде, но для мэрии Москвы, похоже, кризис закончится быстрее".

Заявила Москва и о переносе срока сноса некапитальных рынков, и о намерении отказаться на время от внедрения нового формата вывесок за пределами ТТК. Так сказать, "по просьбам бизнеса". Представители оного, принимавшие участие в переговорах на Тверской, 13, утверждают, что из сделанных ими предложений не была учтена даже половина, а власть уступила по позициям явно драконовским.

Губернаторы, к слову, уже получили право вводить фискальные послабления для бизнеса. Самое известное — снижение ставки налога по упрощенке с 6 до 1 процента. И многие ли ею воспользовалось? Никто. Разве что кировский лидер Никита Белых обещал, что "подумает и обсудит". И тишина.

До кризиса в иных губерниях бизнесу благоволили, особенно иностранному. Например, в Калужской области, прозванной российским Сингапуром за способность привлекать иностранцев, обнуляли ставки налогов на прибыль и имущество сроком от года до четырех лет в зависимости от объема инвестиций. И получили 5 млрд долларов инвестиций за 5 лет.

Сейчас иные времена: власть не готова поступиться и малым — сразу не досчитаешься в бюджете заветных рублей, которые нужно пустить на социалку. Так что не исключено, что проект рекомендаций Госсовета будет смотреться как набор пожеланий без гарантий их осуществления.

А пожелать можно многое. Например, для работающих по упрощенке повысить пороговое значение по применению УСН и ПСН с 60 до 120 млн рублей. Но власти регионов опять же против. Поэтому подготовлены и альтернативные предложения: сохранить льготные режимы не для всех компаний, переросших их в период девальвации и инфляции, а только для неторговых и пользовавшихся ими 3-5 лет. Интересно, понравится ли это властям?

Кстати, налоговые каникулы, обещанные президентом, губернаторы предпочитают вводить на год. И вряд ли на Госсовете удастся проявить больший либерализм, ну разве добавят еще год, ограничив число допущенных к ним категорий бизнесменов.

Труднее всего будет достичь консенсуса по вопросам страховых выплат. В планах их отмена для ИП, для прочих — ограничение размера выплат 6 процентами от дохода. И опять же с оговорками. Минэкономразвития, кстати, заикнулся было о снижении выплат для работающих по УСН с 20 до 14 процентов, но его одернул Минфин: "Только если пенсионные права будут урезаны". А на такое власть не рискнет замахнуться, опасаясь бунта самой активной части населения.

Проверки

Согласно статистике, треть малых и средних компаний считают административные барьеры тяжким бременем и не могут к ним приспособиться. "Интересно, чем занята специальная комиссия по административным барьерам?-- сетует Жарков. — Бизнес пытается, например, добиться справедливой кадастровой оценки недвижимости, но Росреестр и Роскадастр не могут между собой договориться, а компания в 99 процентах случаев получает отказ по запросу, пару лет судится, а там уже новая оценка. Доходит до того, что исполнения некоторых госуслуг бизнесменам приходится ждать по 600 дней".

Претензий к работе госорганов тьма. Например, к таможенной службе. Те из МСП, кто отваживается на экспортно-импортные операции, говорят, что прохождение отечественной таможни — не для слабонервных. "Официально от нашей фирмы требуется 6-8 документов по листочку каждый, но это в теории. На практике нам задают такое количество "уточняющих" вопросов, каждый из которых завершается или простаиванием груза, или различными дополнительными манипуляциями типа взвешивания, просвечивания и т.д., что теперь сразу подаем таможеннику пачку из 50-60 листов различных документов. И то возникают вопросы. Что характерно, подозрительность усиливается перед праздниками и достигает пика перед Новым годом",— сетует глава одного из таких предприятий.

На Госсовете вряд ли смогут обойти вниманием проблему административных барьеров и возросшую численность проверок бизнеса. Последних, за то время как к СКР вернулось право возбуждать налоговые дела, стало зримо больше. При этом серьезные нарушения подтверждаются, согласно статистике, только у 16-20 процентов подвергшихся проверке фирм. Не все компании выдерживают пары месяцев простоя и заморозки счетов. В качестве возможных мер могут быть предложены поправки в законы, например выносить повторное предупреждение за одно и то же нарушение не раньше, чем через 180 дней. А то иногда проверяющие структуры так "увлекаются", что делают это через месяц, а то и раньше, а ведь два нарекания — уже штраф. Так, чтобы не угробить бизнес, следует подумать и о возможности увеличения рассрочки по уплате штрафов (с 3 месяцев до года), и о снижении сроков административного приостановления деятельности компаний с 90 до 10 суток.

Малый бизнес увлеченно проверяют все, кто имеет на то право. Например, антимонопольная служба. Казалось бы, ФАС и малый бизнес — две вещи несовместные? Ан нет! Из 10 тысяч дел о нарушении антимонопольного законодательства треть — о злоупотреблении доминирующим положением, и 18 процентов от этого числа касается малого бизнеса. У ФАС тоже есть план, как и у МВД, и у других проверяющих инстанций, и его надо выполнять.

Чтобы обезопасить предпринимателей, можно ввести иммунитет по отдельным антимонопольным запретам в отношении малого бизнеса. Особенно это требуется по части нарушения закона "О рекламе". Доходит до смешного: поводом для штрафов становится наличие в рекламе "слишком глубокого декольте", орфографических и пунктуационных ошибок, скрытого смысла и двойного подтекста. Понятно, что при отсутствии средств на дорогостоящую рекламу МСП являют находчивость, используя понятные аудитории образы и крылатые выражения. А вот фантазии проверяющих было бы неплохо ограничить.

Если подумать, то подавляющее большинство известных и витающих в воздухе предложений по исправлению ситуации и помощи малому бизнесу и правильные, и своевременные. Проблема в том, что их реализация невозможна без серьезного изменения системы. Прежде всего без пересмотра руководящей и направляющей роли бюрократии и чиновников. Государство должно перестать быть активным игроком на рынке, заняв место "разводящего". И начать хотя бы с малого — с предварительного декларирования НДС или выстраивания системы кредитования малого бизнеса.

Под нагрузкой

Перечень обязательных сборов и платежей, имеющих сходство с налогами и сборами, взимаемых на территории Российской Федерации

1. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

3. Плата в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

4. Отчисления операторов связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.

5. Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

6. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование.

7. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр.

8. Регулярные платежи за пользование недрами.

9. Сбор на проведение государственной экологической экспертизы.

10. Сбор за выдачу лицензии на приобретение оружия, разрешений на хранение или хранение и ношение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему, продление сроков действия разрешений.

11. Плата за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в случаях, когда отсутствует право выбора между проведением государственной и негосударственной экспертизы.

12. Плата за предоставление содержащихся в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений и документов, а также за предоставление справки о соответствии или несоответствии сведений о персональных данных физического лица сведениям, содержащимся в государственных реестрах.

13. Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также за предоставление обобщенной информации, в полученной на основе сведений, содержащихся в реестре.

14. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

15. Патентные пошлины.

16. Некоторые платежи в пользу Федерального института промышленной собственности.

17. Таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров.

18. Таможенные сборы за таможенное сопровождение.

19. Таможенные сборы за хранение.

20. Корабельный сбор.

21. Причальный сбор.

22. Якорный сбор.

23. Лоцманский сбор.

24. Сбор за пользование системами управления движением судов.

25. Маячный сбор.

26. Швартовый сбор.

27. Сбор за регистрацию судна в порту приписки.

28. Сбор за исключение судна из государственных регистрационных документов порта.

29. Сбор за нарушение правил плавания и стоянки.

30. Сбор за проведение расследования аварийных случаев с судами.

31. Канальный сбор.

32. Сбор за оформление отлетов членов экипажей судов за границу.

33. Сбор за оформление прилетов членов экипажей судов из инпортов.

34. Сборы за дипломирование и освидетельствование лиц плавсостава.

35. Сборы за паспортизацию членов экипажей судов и прикомандированных лиц.

36. Сборы за нотариальные действия по оформлению документов юридических и физических лиц.

37. Оплата обучения и освидетельствования на тренажерах: радиолокационном, радиосвязи, по спасательным средствам, по борьбе за живучесть, по использованию индивидуальных дыхательных аппаратов и легководолазного снаряжения, за прием льяльных вод, судового мусора, пищевых отходов и т. п.

38. Сбор за перевозки грузов с объявленной ценностью.

39. Сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров.

40. Сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками.

41. Сбор за объявление ценности багажа.

42. Сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения.

43. Сбор за подачу и уборку вагонов.

44. Третейский сбор.

45. Государственная пошлина за предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии.

46. Сбор за государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки.

47. Пробирная плата (пробирный сбор).

48. Сбор за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах.

49. Сбор за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях Российской Федерации и в районах полетной информации.

50. Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома.

51. Сбор за взлет — посадку.

52. Сбор за обеспечение авиационной безопасности.

53. Сбор за стоянку.

54. Сбор за предоставление аэровокзального комплекса.

55. Сбор за метеообеспечение.

56. Сбор за выдачу лицензий на приобретение оружия.

57. Сбор за выдачу разрешений на хранение оружия и патронов к нему.

58. Сбор за выдачу разрешений на хранение и ношение оружия и патронов к нему.

59. Сбор за ввоз на территорию Российской Федерации оружия и патронов к нему.

60. Сбор за вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему.

61. Сбор за выдачу сертификатов на модели оружия и типы патронов к нему.

62. Сбор за продление сроков действия разрешений и сертификатов.

63. Консульский сбор.

64. Сбор за выдачу разрешений на захоронение отходов и других материалов.

65. Сбор, уплачиваемый при подаче в МКАС искового заявления или ходатайства об обеспечении требования, для покрытия расходов, возникающих до начала арбитражного разбирательства.

66. Сбор, взимаемый по каждому поданному для разбирательства в МКАС иску, для покрытия общих расходов, связанных с деятельностью МКАС (в частности, гонораров арбитров, докладчиков, вознаграждения секретариата, расходов по организации арбитражного разбирательства и т. п.).

67. Специальный сбор за право вывоза культурных ценностей.

68. Специальный сбор при временном вывозе культурных ценностей.

69. Сбор за продление действия просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства.

70. Сбор за участие в конкурсе (аукционе).

71. Государственная пошлина за выдачу свидетельства о регистрации средства массовой информации.

72. Государственная пошлина за регистрацию кредитных организаций.

73. Сбор в отношении колесных транспортных средств.

Вся лента