Отобразительное искусство
"От Моне до Сезанна" и "Великие модернисты" в центре Artplay
Выставка мультимедиа
Австралийская компания Grande Exhibition и ее русский партнер iVision уже порадовали четыре российских города выставкой "Ван Гог. Ожившие картины". Успех той выставки собираются повторить сразу две мультимедийные инсталляции — о модернистах в диапазоне от Климта до Малевича и импрессионистах (правда, с включением далеко ушедшего от них Сезанна). Об аналогах этого зрелища размышляет ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
Можно пойти в театр, а можно, например, в кино. В театр собраться труднее: надо долго выбирать пьесу, что-то знать об актерах, чтобы не попасть впросак и не застрять на скучном представлении, с которого неловко уйти — все-таки живые люди на сцене, как в гости пришел. Кино проще, молодежней: широкий выбор сеансов, возможность в любой момент сбежать (актеры на экране и бровью не поведут, если они, конечно, не живые, как у Вуди Аллена в "Пурпурной розе Каира"). Есть еще цирк, удовольствие понятное и предсказуемое, с готовым набором чудес и приколов. Вот, например, фокусник накрывает плащом черный ящик, звучит барабанная дробь, и — "вуууш!" — он резким движением срывает плащ, и вместо ящика мы видим, например, букет цветов.
В области искусства с театром можно сравнить чью-нибудь персональную выставку. Тут популярнее всего бенефисы давно знакомых актеров, а всем, кто еще не пробрался в тройку-четверку известных имен, приходится намного труднее. Поход в кино аналогичен визиту в большой музей — тут широкий выбор залов и личный контроль посетителя за сменой впечатлений. Мультимедийные шоу от Grande Exhibition и iVision — это ближайший аналог цирка в выставочной сфере. Как у цирков, у этих фирм свои шатры, готовые приехать куда угодно. Главное, чтоб было где принять. Тут тоже самое главное — это "вуууш!", резкий звук, с которым одни картинки сменяются другими, момент перехода от пустого экрана к подрагивающим, как старые скринсейверы, репродукциям шедевров от Моне до Сезанна, от Климта до Малевича. В цирке еще очень остро — когда взрослый, в детстве не так — переживаешь мелочи: неухоженные львы с проплешинами, несмешные клоуны, красивая гимнастка (или гимнаст, кому что). На шоу про художников тоже удивляет нет-нет да и проскользнувший эффект из PowerPoint на ультрадорогом экране. Или вот навязчивая любовь к дыму: если персонаж Тулуз-Лотрека или "Таможенника" Руссо курит, то обязательно струится дымок. Из дыма же проявляются шедевры иных художников. Или из конфетти, в случае того же Тулуз-Лотрека. Что касается гимнасток, то самое яркое впечатление производит здесь "Юдифь" Климта: ну просто как живая.
Организаторы настаивают на том, что у проектов есть образовательная миссия. Это способ познакомить российского зрителя, авангарду в целом чуждого, с миром радикальных прозрений столетней давности. Оттого-то "Великим модернистам" предпослана "научная" часть. Отрывки из старых фильмов типа "Прибытия поезда" демонстрируются на телевизорах, которые ориентированы на высокие окна центра Artplay и оттого заливаются светом до полной неразличимости. В унылом лабиринте развешаны репродукции художников первой половины ХХ века, необязательно тех, кто удостоился чести быть представленным с помощью новых технологий. Лента репродукций одинакового размера — вне соответствия с оригиналом — то и дело прерывается "Черным квадратом": он тут как ящик фокусника, в который сначала прячется все искусство, а потом выпрыгивает назад. Еще тут есть работы по мотивам скульптурных архитектонов Малевича от художника Михаила Рошняка, а также его инсталляция "Про мумии", имеющая какое-то отношение к спорам супрематистов и конструктивистов. Рошняк, в сущности, тоже циркач: в его биографии упоминаются совместные проекты с талантливыми коверными российской политики 1990-х Александром Дугиным и Сергеем Курехиным. Но даже тотальная несерьезность и случайность вводной части к "Великим модернистам" все-таки сделали свое недоброе дело и отпугнули зрителя. Пилить пополам Ван Гога, потом делать "вуууш!", и он снова как живой — это одно. Заботиться о поучении, а не токмо развлечении — другое, дидактика отпугивает широкого зрителя. Потому и очередей на импрессионистов и модернистов нет. А когда Ван Гог был, говорят, на Artplay к трем часам во всех кафе еда кончалась.