«Оскар» за лучший фильм получил «Бёрдмен»
Российский «Левиафан» проиграл борьбу за премию польской «Иде» в номинации лучший иностранный фильм
Сегодня в Лос-Анджелесе прошла 87-я церемония вручения премии за заслуги в области кинематографа «Оскар». Лучшим фильмом года был признан «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, который также получил награды за лучшую режиссуру, операторскую работу и оригинальный сценарий. Лучшим актером был назван Эдди Редмэйн за «Вселенную Стивена Хокинга», актрисой — Джулианна Мур за «Все еще Элис». Российский фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева, представленный в категории «Лучший фильм на иностранном языке», проиграл «Оскар» польской «Иде» Павла Павликовского. “Ъ” вел текстовую онлайн-трансляцию церемонии.
«Лучший фильм» — «Бёрдмен»
«Лучшая режиссерская работа» — Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бёрдмен»)
«Лучший фильм на иностранном языке» — «Ида»
«Лучший актер» — Эдди Редмэйн («Вселенная Стивена Хокинга»)
«Лучшая актриса» — Джулианна Мур («Все еще Элис»)
«Лучший адаптированный сценарий» — Грэм Мур («Игра в имитацию»)
«Лучший оригинальный сценарий» — Алехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джиакобоне, Александр Динеларис, Армандо Бо («Бёрдмен»)
«Лучшая операторская работа» — Эммануэль Любецкий («Бёрдмен»)
«Лучшая оригинальная музыка к фильму» — Александр Деспла («Отелю “Гранд Будапешт”»)
«Лучший монтаж» — Том Кросс («Одержимость»)
«Лучшие визуальные эффекты» — «Интерстеллар» (Пол Франклин, Эндрю Локли, Иэн Хантер, Скотт Фишер)
8:05. «Лучший фильм» — «Бёрдмен» (реж. Алехандро Гонсалесом Иньярриту).
8:03. А сейчас Шон Пенн назовет лучший фильм.
7:57. «Лучшая актриса» — Джулианна Мур («Все еще Элис»).
Для самой опытной из номинанток этого года нынешняя номинация — пятая. Предыдущие четыре раза киноакадемики премию Мур не присуждали. Но по законам «Оскара», в этом году у Мур были все шансы получить золотую статуэтку. Тем более, что «Золотой глобус» за роль Элис Хоуланд, борющейся с болезнью Альцгеймера, в драме Ричарда Глацера и Уоша Уэстмоленда «Все еще Элис», у актрисы уже была.
7:56. В женской актерской номинации есть бесспорная фаворитка — Джулианна Мур за фильм «Все еще Элис».
7:52. «Лучший актер» — Эдди Редмэйн («Вселенная Стивена Хокинга»).
На счету Эдди Редмэйн порядка десяти картин, самые заметные из которых,— получивший три «Оскара» мюзикл «Отверженные» (2012) по одноименному роману Виктора Гюго и прошедшая практически незаметной драма «7 дней и ночей с Мэрилин». Тем не менее, роль Хокинга уже принесла Редмэйну «Золотой глобус» в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом фильме» — актеру удалось обойти двух других номинантов на «Оскар» Камбербэтча и Карелла.
7:49. Кейт Бланшетт вышла назвать победителя в самой напряженной и непредсказуемой категории («Лучший актер») — тут кроме «Бёрдмена» есть разные варианты.
7:47. Ричард Линклейтер («Отрочество»), конечно, явно расстроен, а у Иньярриту и на этот случай оказалась заготовлена речь с шутками о том, что нужно уметь проигрывать, чтобы уметь побеждать, ну и несколько слов по-испански.
7:44. «Лучшая режиссерская работа» — Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бёрдмен»).
С мексиканцем Алехандро Гонсалесом Иньярриту произошла история, довольно типичная для ставших поп-фигурами режиссеров из маргинальных стран. После выхода в 2000 году его первого полнометражного фильма «Сука-любовь» (номинирован на «Оскар», но награду не получил) в Иньярриту увидели носителя какого-то незамыленного взгляда на жизнь и все ее подробности. И он, этот взгляд, оказался применим практически к любому материалу. После «Суки-любви» режиссер сделал ровно по той же схеме «21 грамм» в США, а потом снял свой самый размашистый «Вавилон», в котором в узел завязывались судьбы персонажей, разбросанных по всему миру. Печальным, хотя и вполне логичным образом, режиссер, ценимый за свой не самый обычный взгляд на вещи, в трех фильмах обнаружил, что этим взглядом он видит везде абсолютно одно и то же: задумчивое мельтешение людей, растерянных перед хаосом мира, обилием в нем языков, вер и занятий. После этого — драма «Бьютифул», которую многие критики назвали «пустой». Из-за провала ли «Бьютифул» или по-другим причинам, режиссер классической драмы Иньярриту снял черную комедию «Бёрдмен», уже обласканную критиками и зрителями. О своей новой работе и главном герое режиссер рассказывает: «Бёрдмен — это двойник, занятый собой и своими амбициями. Он игнорирует реальность и живет иллюзией. Каждый из нас имеет такого Бёрдмена, которого носит с собой, и ведет с ним диалоги».
7:38. Молодой сценарист Грэм Мур произнес, возможно, самую трогательную речь на всей церемонии, упомянув, как в 16 лет хотел покончить с собой, и сорвал бурные аплодисменты.
7:36. «Лучший адаптированный сценарий» — «Игра в имитацию» (Грэм Мур).
Сценарий «Игры в имитацию» Грэма Мура Warner Bros. купила специально для Леонардо Ди Каприо, которого в итоговой версии фильма заменил Бенедикт Камбербэтч. Однако после того, как Ди Каприо отказался от роли, сценарий вернули Муру, а тому пришлось отдать выданный ему гонорар. Так или иначе, фильм все же был запущен в производство. Теперь в портфолио Мура две работы — первой стал сериал «10 причин моей ненависти».
7:34. Алехандро Гонсалес Иньярриту благодарит всех актеров и продюсеров, родственников. Что же он будет говорить все следующие разы, когда ему придется выходить на сцену?
7:31. «Лучший оригинальный сценарий» — «Бёрдмен» (Алехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джиакобоне, Александр Динеларис, Армандо Бо).
7:26. «Лучшая оригинальная музыка к фильму» — Александр Деспла, написавший музыку к «Отелю “Гранд Будапешт”». «Мерси боку»,— сказал Деспла и поблагодарил свою бабушку.
7:24. Теперь на сцене реальная исполнительница главной роли в «Звуках музыки» Джулия Эндрюс, которая благодарит Леди Гагу со слезами на глазах. Она объявляет номинантов, претендующих на «Оскар» за лучшую оригинальную музыку к фильму.
7:16. После небольшой нарезки кадров из фильма уже на сцене оскаровского зала с попурри из фильма — Леди Гага. Она так легко вживается в любой образ, в том числе в образ певицы из бродвейского мюзикла, что кажется, что ей вообще все равно, что петь: хоть диско в костюме из мяса, хоть джаз, хоть рок. Несмотря на то, что собственная карьера Леди Гаги сейчас не в высшей точке, благодаря сотрудничеству с 88-летним Тони Беннетом, ее рады видеть на самых престижных подмостках, и публика ее, соответственно, не забывает.
7:16. Скарлетт Йохансон рассказывает о классическом киномюзикле «Звуки музыки», которому исполняется в этом году 50 лет.
7:07. «Лучшая песня» — «Сельма». Авторы получают награду из рук неожиданно молодо выглядящего Джона Траволты. Коммон, получая награду, практически зачитал еще немного рэпа. На глазах Опры Уинфри, спродюсировавшей и сыгравшей в фильме небольшую роль, слезы.
Тут все очевидно. Только ленивый аналитик не попенял киноакадемикам, что они не номинировали чернокожую режиссершу «Сельмы», так что теперь приходится реабилитироваться любой ценой.
7:01. На сцене Джон Ледженд и рэпер Коммон с песней из кинобиографии Мартина Лютера Кинга «Сельма». Песня номинирована на «Оскар». Шансов у нее много, тем более, что дуэт уже исполнял ее на церемонии Grammy. На «Оскаре» для этого номера на сцене выстроили специальную декорацию по мотивам ключевой сцены фильма. Видимо, из политкорректности «Сельма» получит приз за лучшую песню.
6:52. «Лучший документальный полнометражный фильм» — «Гражданин четыре» (Лора Пойтрас, Матильда Бонфуа, Дирк Вилуцки).
Дженнифер Анистон какая-то печальная — наверное, не рада, что ей досталось объявлять не самую увлекательную номинацию.
6:45. «Лучший монтаж» — «Одержимость» (Том Кросс). Вся работа монтажера в нем — правильное сочетание крупных планов рук с барабанными палочками. Эта победа, думается, максимальный триумф артхаусного кинематографа на нынешнем «Оскаре». Хотя даже последующая нарезка из «Одержимости», в общем-то, свидетельствует, что этот фильм достоин каких-то наград побольше остальных номинантов в категории «Лучший фильм».
6:38. Сразу после перечисления всех кинематографистов, ушедших из жизни за последний год, на сцене появилась сильно похудевшая певица Дженнифер Хадсон, прославившаяся в свое время в шоу American Idol, со специальным мемориальным номером. Хадсон также лауреат «Оскара» за женскую роль второго плана в фильме «Девушки мечты» (2006).
6:35. Минута молчания по всем умершим в прошлом году кинематографистам.
6:33. Мерил Стрип вспоминает тех, кто умер в 2014 году.
6:26. «Лучшая операторская работа» — «Бёрдмен» (Эммануэль Любецкий).
6:26. Джессика Честейн и Идрис Эльба объявляют лучшего оператора — тут без вариантов должен побеждать Эммануэль Любецкий («Бёрдмен»).
6:22. «Лучший художник-постановщик» — «Отель “Гранд Будапешт”» (постановщик — Адам Штокхаузен, декоратор — Анна Пиннок).
6:14. Перед очередной рекламной паузой ведущий предупреждает: «Не пропустите Леди Гагу — говорят, она поет». Он анонсирует особое выступление Леди Гаги. У певицы сейчас джазовый период, и после успеха прошлогоднего альбома дуэта с Тони Беннеттом есть смысл ждать от нее какого-нибудь попурри из голливудской песенной классики.
6:12. «Лучший анимационный фильм» — «Город героев» (Дон Холл, Крис Уильямс, Рой Конли).
6:12. Качок Дуэйн Джонсон рассказывает, как выплакал все глаза на мультфильме «Король-Лев» и уверяет, что главнейшим из киноискусств Голливуда является анимация.
6:10. «Лучший анимационный короткометражный фильм» — «Меню» (Патрик Осборн, Кристина Рид).
6:06. «Лучшие визуальные эффекты» — «Интерстеллар» (Пол Франклин, Эндрю Локли, Иэн Хантер, Скотт Фишер).
6:05. На сцене певица Рита Ора с песней «Grateful» из фильма Beyond The Lights («За кулисой»). Песню написала Дайан Уоррен, семикратный номинант «Оскара». Может быть, наконец, она его получит.
5:54. «Лучшая женская роль второго плана» — Патриция Аркетт («Отрочество»).
Надев очки, она стала немного похожа на одну из вечных оскаровских номинанток — Мерил Стрип, которая номинировалась за мюзикл «Чем дальше в лес». В своей речи Аркетт затронула извечную проблему равенства женщин, выступила за их беспрекословное соблюдение, что криками «Да! Да!» поддержала Стрип.
5:54. На сцене Джаред Лето, который собирается в Москву в рамках очередного российского тура своей группы 30 Seconds To Mars, а пока пытается, как говорят, набрать вес для фильма «Отряд самоубийц».
5:53. «Лучшая женская роль второго плана» — тут две фаворитки, Эмма Стоун и Патриция Аркетт.
5:50. Есть и вторая звуковая номинация — монтаж звука. Номинировались и «Хоббит», и «Интерстеллар», но победил «Снайпер» (Алан Роберт Мюррей, Баб Асман). Есть подозрения, что это единственное, что получит патриотический блокбастер Клинта Иствуда.
5:48. Сиенна Миллер объявила обладателя «Оскара» за звук — им стал артхаусный триллер «Одержимость» (Крэйг Манн, Бен Уилкинс, Томас Керли). И немудрено, там же речь идет о консерваторском образовании, а в «Снайпере» и «Несломленном» в основном звуки стрельбы. «Одержимость» — темная лошадка церемонии. Только что исполнитель главной роли Майлз Теллер рассказывал о победителях в технической номинации, а теперь фильм получил награду за лучший звук.
5:44. В порядке цитаты из «Бёрдмена» ведущий вышел на сцену в одних трусах.
5:38. Кантри-музыкант Тим Макгро исполняет номинированную на «Оскар» песню «I'm Not Gonna Miss You» из кинобиографии своего коллеги, кантри-звезды Глена Кэмпбелла.
Кэмббелл болен болезнью Альцгеймера и давно не выступает. Ему 78 лет, и он в США скорее телеперсоналия, нежели поп-звезда, много лет он вел свое шоу на CBS.
5:35. Ведущий для смеха выцепил из рядов чернокожего английского артиста Дэвида Ойелоу в красном костюме и заставил его говорить с британским акцентом. Но, впрочем, англичан в этом году среди фаворитов нет, так что шутка, можно сказать, пропала впустую.
5:31. «Лучший короткометражный документальный фильм» — «Телефон доверия для ветеранов» (режиссеры Эллен Гузенберг Кент и Дана Перри).
5:29. «Лучший игровой короткометражный фильм» — «Телефонный звонок» (режиссеры Мат Кирби и Джеймс Лукас).
5:24. Камбербетч, наверное, уже допил свою флягу и мечтает об «Оскаре» за роль Алана Тьюринга в «Игре в имитацию», но, вероятно, награда уйдет все-таки Майклу Китону за «Бёрдмена».
5:23. Ведущий Нил Патрик Харрис пошутил над Стивом Кареллом, номинантом на «Лучшую мужскую роль» за «Охотника на лис»: что, мол, первый раз на Оскаре? Карелл и этому, конечно, рад, но у него слишком много хороших конкурентов — вряд ли ему достанется «Оскар».
5:19. Сейчас на сцене группа Tegan And Sara в сопровождении комического бойзбенда The Lonely Island с песней из «Лего. Фильма», это номинанты на награду за «Лучшую песню».
5:15. Теперь Ширли Маклейн объявляет еще пару номинантов в основной категории, в том числе «Отрочество» Ричарда Линклейтера, которое уже, считай, и так победило всех по продолжительности производства, занявшего 12 лет. С «Отрочеством» в одном комплекте объявляются «Вселенная Стивена Хокинга» и «Бёрдмен», который, скорее всего, и станет лучшим фильмом.
5:11. «Лучший зарубежный фильм» — «Ида», не «Левиафан».
«Ида» — картина о польском эхе холокоста, рассказать которую помогает история девушки Анны. Она сирота, провела детство в польском монастыре и, готовясь принять монашеский обет, решает встретиться со своей единственной родственницей Вандой. Та рассказывает Анне, что она еврейка и ее родители стали жертвами холокоста. Вместе они отправляются в путешествие для того, чтобы точно выяснить трагическую судьбу их семьи. В пути они столкнутся с обстоятельствами, которые поставят под сомнение их веру, и хотя женщины попытаются жить как прежде, лишь одной из них это удастся.
5:10. Объявляются номинанты на «Лучший зарубежный фильм».
5:04. Еще «Отель “Гранд Будапешт”», вероятно, должен получить «Оскар» за работу художника-постановщика.
5:02. Риз Уизерспун объявила лучших гримеров — Фрэнсис Хэннон и Марк Кольер также из «Отеля “Гранд Будапешт”». Гримеры выходят на сцену под мелодию «Светит месяц».
5:00. Как и следовало ожидать, «Оскар» получил дизайнер костюмов для «Отеля “Гранд Будапешт”» — Милена Канонеро.
4:58. Дженнифер Лопес в платье, которое занимает полсцены, объявляет номинантов в категории «Лучший дизайн костюмов».
4:57. Ведущий Нил Патрик Харрис смешно шутит, что «Оскар» — это премия Dependent Spirit Awards. Похвальная самокритика.
4:52. Выступает Maroon 5 с песней «Lost Stars». Песня из фильма «Хоть раз в жизни», летней комедии, в которой авторам удалось в ненавязчивой форме затронуть все темы, актуальные для шоу-бизнеса, от интернет-пиратства до самодельных записей под открытым небом. Фильм стоит посмотреть не только любому, кто любит Киру Найтли, но и всем, кого интересует судьба популярной музыки.
4:49. Лиам Нисон называет номинантов в основной категории, начиная с «Отеля “Гранд-Будапешт”», которому, судя по всему, главный «Оскар» не светит.
4:47. Во время множества вечеринок, приуроченных к «Оскару», режиссера «Одержимости» Дамиена Шазеля видели в компании Мика Джаггера, который, как известно, сейчас продюсирует сериал о жизни поп-музыкантов 1970-х. Несомненно, Шазель — один из лучших потенциальных партнеров в таком проекте.
4:46. Вообще, конечно, приятно, когда заслуженно побеждает не самый знаменитый артист. И пусть даже он выступает с не очень оригинальной речью: позвоните своей маме, не напишите ей по по электронной почте, а именно что возьмите телефон, и пусть она услышит ваш голос. А сам артист при этом получил приз за роль такого психопата, у которого, может, и мамы-то никакой не было.
4:43. «Лучшая мужская роль второго плана» — Джей Кей Симмонс («Одержимость»).
Меломаны могут праздновать первую победу. «Оскар» дали за роль дирижера в фильме о судьбе барабанщика в джазовом оркестре.
4:41. Лупита Ньонго вышла объявить номинантов на «Лучшую мужскую роль второго плана».
4:40. Все фильмы, номинированные на «Оскар» в этом году, вместе стоили $600 млн.
4:35. Ведущий церемонии, Нил Патрик Харрис, со сцены сразу же начал петь. Хотелось бы, конечно, узнать, кто сочинил эту бессмертную песню Moving Pictures, которую он спел, но, видимо, этот гений пожелал бы остаться неизвестным.
4:34. Как и в прошлом году, первое лицо, которое бросается в глаза,— это Бенедикт Камбербатч, который продолжает оттачивать актерское мастерство: на этот раз отхлебывает из фляги, сидя в зале.
4:29. Главные кинозвезды прошествовали в кинозал. Церемония вот-вот начнется!
4:25. Одной из интриг вечера был выход Киры Найтли — актриса на последних месяцах беременности, и выбрать платье для дорожки в такой ситуации сложновато. Однако наряд от Valentino с цветочным принтом отлично смотрится на ней. Впрочем, теперь уже мы вполне уверены: беременная Натали Портман, получившая в 2012-м «Оскар» за «Черного лебедя», выглядела намного лучше, оставаясь дивой даже в подобном положении.
Кира Найтли номинирована на свой первый «Оскар» за роль в «Игре в имитацию». По мнению большинства критиков, весьма посредственную роль.
4:24. Блогеры взялись пережевывать красный поясок, обвивший талию Николь Кидман. Злые языки сравнивают красный на золотистом платье с элементом какой-то спасательной амуниции.
4:23. Все обсуждают красные перчатки Леди Гаги, которые больше подошли бы какому-нибудь монтеру, но в данном случае — это единственная кричащая деталь гардероба. Леди Гага машет своей красной перчаткой жениху, актеру Тейлору Кинни, который ждет ее дома. Пара обручилась буквально на прошлой неделе, а теперь она благодарит его за то, как он помогал ей собраться.
4:20. Триумфатор прошлогодней церемонии Джаред Лето также выбрал очень светлый смокинг. В его случае он нежно-сиреневый.
4:14. Скарлетт Йоханссон будто бы сделала все для привлечения внимания: яркое зеленое платье, новая стрижка а-ля Майли Сайрус и какая-то совершенно необычайная худоба. Скарлетт так сильно изменилась после недавних родов, однако несколько дней назад объявила о создании собственной женской поп-группы The Singles.
4:07. Профессиональное журналистское сообщество Голливуда так радуется номинации за роль второго плана для Итана Хоука, будто только этого они и ждали. Сам Хоук демонстрирует некоторую потрепанность и хрипловатость.
4:06. Незаметно прошло появление на дорожке любимца женщин всех возрастов Брэдли Купера. Нынешнее включение его в список лучших актеров за роль в драме Клинта Иствуда «Снайпер» стало неожиданным, о чем говорит, например, и то, что в список претендентов на «Золотой глобус», который обычно дублирует «Оскар», Купер включен не был.
4:05. Пользователи Twitter в полном восторге от золотого платья Эммы Стоун. Пишут, что она сама похожа на женскую версию «Оскара».
Стоун, сыгравшая язвительную, но по-своему трогательную дочку героя в «Бёрдмене»,— одна из главных претенденток на статуэтку за «Лучшую женскую роль второго плана».
4:05. На дорожке появился Клинт Иствуд (на «Оскар» номинирован его фильм «Снайпер»). Классика Голливуда: черный смокинг и молодая блондинка рядом.
4:04. Эдриан Броуди тоже решил всех удивить белым смокингом.
4:00. Дэвид Ойелоуо (главная роль в фильме «Сельма»), пришел на церемонию в красном смокинге Dolce&Gabbana Luxe. Учитывая, что модельеры не дают вещи из своих коллекций, невзирая на звездность просящего, Ойелоуо, видимо, приобретал наряд за свои.
3:55. Впервые о «блондинке в законе» Риз Уизерспун всерьез заговорили в 2005 году, когда она получила свой первый и пока единственный «Оскар» за роль жены музыканта Джонни Кэша Джун Картер в фильме «Переступить черту». Нынешнюю номинацию актрисе принесла картина Жана-Марка Валле «Дикая».
Риз Уизерспун, тоже в белом платье, жалуется, как трудно быть женщиной в любой индустрии, но в особенно в кинематографической. В процессе она демонстрирует живой, незаколотый ботоксом лоб, который она постоянно морщит.
3:50. Наконец-то не белый! Зои Салдана, правда, недалеко ушла, появившись в нежно-розовом, чрезвычайно женственном платье Versace.
3:50. Бенедикт Камбербэтч тоже в белом, спасибо, что смокинге. Молодой отец приехал на церемонию всей семьей, с новорожденным малышом. Поэтому, говорит, не ходит на вечеринки. Однако если станет победителем в своей номинации, сможет не переживать о ночах, когда приходилось укачивать малыша, вместо того, чтобы пить шампанское.
Шерлок, Смауг и Ассанж наконец добрался и до «Оскара». Для 38-летнего Камбербэтча нынешняя номинация — первая. Номинирован он за роль информатика Алана Тьюринга («Игра в имитацию»).
3:41. Сообщается, что сразу две звезды выбрали в этот вечер платья от Ellie Saab. Это Дженнифер Лопес и Эмма Стоун.
3:40. Марион Котийяр, номинированная на «Лучшую женскую роль» за фильм «Два дня, одна ночь», имеет все шансы удвоить количество «Оскаров» в своей коллекции. Она мила, бодра и весела: «Я совершенно не волнуюсь, как и в первый раз. Мне очень приятно, я счастлива, что вернулась».
3:37. Мелани Грифитт никак не даст Дакоте прочувствовать момент самостоятельно. Так и норовит рассказать всем репортером, как она горда кровиночкой, и лезет и лезет в кадр. Гордится, но переживает, что дочку шлепали в фильме «50 оттенков серого». Вероятно, считает, что только мама может себе такое позволить.
3:36. Сохраняется интрига, в чем же придет на праздник Кира Найтли, она настолько беременна, что у нее даже щечки появились.
3:35. На красной дорожке, тем временем, была замечена сама Анна Винтур — как и многие сегодня, она выбрала белый цвет.
3:35. Музыкант Адам Ливайн в этот раз пришел на «Оскар» не потому, что журнал People признал его самым сексуальным, и не потому, что у него жена-красавица, на которой очень круто смотрится платье от Armani Privee. Ливайн — номинант! В номинации «Лучшая песня» представлена композиция в его исполнении — Lost Stars из фильма «Хоть раз в жизни», где он, к тому же, сыграл одну из ролей.
3:29. Телеведущий Джимми Киммел вообще презрел какой-либо дресс-код, поэтому пришел в куртке, рубашке и джинсах. Что, впрочем, не мешает ему выслушивать комплименты от репортеров, сообщающих, что он всегда выглядит отлично. А в Канне и на порог не пустили бы.
3:26. На Сиене Миллер платье от Oscar de la Renta. Короля красных дорожек обитатели Голливуда слегка позабыли, но смерть модельера в конце 2014 года позволила возникнуть такому понятию, как «последняя прижизненная коллекция основателя дома».
3:25. На красной дорожке Джулианна Мур, которая была замечена на всех важных вечеринках модных брендов, предшествовавших церемонии. Для главного вечера актриса выбрала Chanel, причем сшитый специально для нее. Так что можно говорить, что это Карл Лагерфельд выбрал Джулианну, а не она выбрала Chanel. Интересно, как это пережил близкий друг актрисы модельер Том Форд. Он несколько дней назад устроил в Лос-Анджелесе специальный показ новой коллекции, а не просто коктейль в бутике. Когда Форд решился снять фильм «Одинокий мужчина», на главную женскую роль он позвал именно Мур.
Для Джулианны Мур нынешняя номинация на «Лучшую женскую роль» — пятая. Предыдущие четыре раза киноакадемики премию ей не присуждали. Но по законам «Оскара», в этом году у Мур есть все шансы получить золотую статуэтку. Тем более что «Золотой глобус» за роль Элис Хоуланд, борющейся с болезнью Альцгеймера, в драме Ричарда Глацера и Уоша Уэстмоленда «Все еще Элис» у актрисы уже есть.
3:20. Люпита Нионго в буквальном смысле купается в жемчуге. Во всяком случае, такое впечатление создается при взгляде на ее платье от Calvin Klein. Шесть тысяч жемчужин украшают ее платье! Фэшн-блогеры очень быстро считают чужие жемчужины.
3:18. Нил Патрик Харрис ни на шаг не отпускает от себя супруга, Дэвида Бартку. Они поженились всего год назад, но выглядят так, будто это произошло позавчера.
3:17. Эдди Редмейн (главная роль во «Вселенной Стивена Хокинга») жалуется на дождь, рассказывает о своем медовом месяце и о том, что несмотря на изматывающую работу над фильмом о Хокинге, уже принялся за новую работу пару недель назад.
Эдди Редмэйн — самый молодой из номинантов этого года. Да и в кино 33-летний театральный актер почти новичок. На его счету порядка десяти картин, самые заметные из которых — получивший три «Оскара» мюзикл «Отверженные» (2012) по одноименному роману Виктора Гюго и прошедшая практически незаметной драма «7 дней и ночей с Мэрилин». Тем не менее, роль Хокинга уже принесла Рэдмэйну «Золотой глобус» в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом фильме» — актеру удалось обойти двух других номинантов на «Оскар» Камбербэтча и Карелла.
3:14. На дорожке еще одна номинантка на «Лучшую женскую роль» — Розамунд Пайк. Вспомнить ее до работы в картине Дэвида Финчера «Исчезнувшая» могли разве только поклонники бондианы — по дебюту в «Умри, но не сейчас» 2002 года, где британская актриса сыграла девушку агента 007. Казалось бы, такой старт должен был обеспечить Пайк стремительное развитие кинокарьеры, однако заметными ролями, кроме, пожалуй, картины «Воспитание чувств» (2009), ей похвастаться сложно. Роль изощренно мстящей своему мужу домохозяйки Эми Данн может стать вторым шансом для 35-летней Пайк.
Розамунд Пайк пришла в красном платье с разрезом до бедра. Модные издания сообщают, что актриса вообще любит эксперименты с нарядами при выходе в свет. В 1998 году на «Оскар» она пришла в желтом платье с открытым плечом, на другую престижную кинопремию — в белоснежном и максимально закрытом. Однозначным провалом фешн-блогеры называли ее белое платье Vera Wang, в котором она появилась на одной из церемоний, но в этот раз Пайк не подкачала.
3:09. По дорожке прошли главные герои церемонии: конверты с именами победителей. Они упакованы в три черных портфеля.
3:08. Русское присутствие, кстати, сегодня не ограничивается одной только командой «Левиафана». Продюсер Михаил Литвак, последние годы известный как Мишель, спродюсировал фильм «Одержимость», представленный в пяти номинациях. Ждем Мишеля на дорожке с супругой Светланой Меткиной, дамой чрезвычайно экстравагантной.
3:02. Сегодня на дорожке популярны платья Saint Laurent: Дакота Джонсон в красном (фешн-блогеры в Twitter шутят, что актриса где-то забыла плетку) и Марго Робби в черном платье с прозрачными рукавами.
3:01. Немалый интерес представляет толпа народу, которая отделена от магистральной красной ковровой дорожки веревочками. Основное пространство предназначено для номинантов и звезд категории А, тогда как сбоку толпится несколько сотен человек. Каждый из них считает себя немаловажной птицей в кинопроцессе. Там же могут оказаться те, кто с помощью консьерж-служб просто купил билеты на церемонию. Стоимость начинается обычно от $10 тыс.
2:58. Среди всех прочих на церемонии уже появились создатели «Левиафана» — режиссер Андрей Звягинцев и продюсер Александр Роднянский. Компанию Звягинцеву и Роднянскому составила Марианна Сардарова — известная светская дама, владелица галереи RuArts и супруга Рашида Сардарова, владельца Южноуральской промышленной компании. Госпожа Сардарова стала сопродюсером «Левиафана». Кажется, это ее первый опыт на этом поприще.
2:56. Изрядно постаревший Майкл Китон («Бёрдмен») в качестве спутника для церемонии выбрал режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Кажется, что смокинг он не надевал еще с первого «Бэтмена», где он играл мультимиллионера с двойной жизнью Брюса Уэйна, но держится Китон в своем костюме уверенно. Он признался, что очень волнуется и сравнил «Оскар» с Суперкубком. Вообще любопытно, сколько лет Майкла Китона не приглашали на «Оскар»...
2:54. На красной дорожке актриса Фелисити Джонс в эффектном серебристом платье с довольно впечатляющим шлейфом. Джонс номинирована на «Лучшую женскую роль» за фильм «Теория всего» (роль жены Стивена Хокинга Джейн Хокинг). Фелисити Джонс — почти неизвестная российскому зрителю британская актриса. Из наиболее заметных работ — «Нортенгерское аббатство» (2007), «Доктор Кто» (2008), «Буря» (2010) и роль подружки Человека-паука в фильме «Новый Человек-паук. Высокое напряжение» (2014).
2:54. Стив Карелл сообщает интервьюерам, что не придумал победительную речь, хотя вполне верит в свою победу (номинирован на «Лучшую мужскую роль» в «Охотнике на лис»).
2:53. Марион Котийяр, лауреат «Оскара» за фильм «Жизнь в розовом цвете», покладисто сообщает, что выбрала в этот вечер Dior Couture. Марион является лицом модного дома, однако, в последнее время стала регулярно изменять Dior с другими брендами на красных дорожках.
2:51. Звезда «50 оттенков серого» Дакота Джонсон пришла на церемонию вместе с матерью – Меллани Гриффит. Здесь же она оказалась около 20 лет назад, но все было по-другому: и красного вечернего платья не было, и поводом для визита были актерские работы Гриффит. Теперь они с мамой составляют черно-красный дуэт.
2:42. На красной ковровой дорожке в театре Долби уже появляются первые гости. Среди них и ведущий церемонии актер Нил Патрик Харрис. Кстати, исполнивший одну из ролей в фильме-номинанте в категории «Лучший фильм» «Исчезнувшая».
В январе «Отелю» удалось обставить «Бёрдмена» с «Золотым глобусом» в категории «Лучшая комедия», и хотя за «Глобус» голосуют аккредитованные в Голливуде иностранные журналисты, то есть люди иного склада и других предпочтений, чем члены киноакадемии, это традиционный оскаровский барометр. Киноакадемия, в общем-то, тоже давно симпатизирует Уэсу Андерсону, который претендовал на различные призы и за «Семейку Тененбаум» (The Royal Tenenbaums), и за «Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom), и даже за мультфильм «Бесподобный мистер Фокс» (Fantastic Mr. Fox), хотя до главной номинации дослужился впервые. Велики шансы Андерсона получить приз и за лучший оригинальный сценарий, который был отмечен премией BAFTA.
Между тем «Бёрдмен», самый веселый фильм обычно склонного к занудству Алехандро Гонсалеса Иньярриту, сейчас выглядит более выигрышно, будучи все еще на слуху кинообщественности, быстро пресыщающейся впечатлениями и забывающей то, что потрясало несколько месяцев назад. Кроме того, «Бёрдмен» отмечен призами режиссерской и продюсерской гильдии, что иногда служит более надежным оскаровским индикатором, чем «Золотой глобус», который в драматической категории достался «Отрочеству» (Boyhood) Ричарда Линклейтера, потратившего на этот проект 12 лет своей и актерской жизни и получившего главный приз британской киноакадемии BAFTA. Кстати, до выхода «Бёрдмена», именно картина Линклейтера считалась главным фаворитом в гонке за «Оскар».
Говоря о борьбе за лучший фильм, логично вспомнить и о категории «Лучший режиссер». Вероятно, здесь за «Оскар» будут сражаться Линклейтер, который снимал «Отрочество» 12 лет, и Иньярриту, который снимал «Бёрдмена» почти без склеек, что, кстати, может обеспечить приз оператору Эмманюэлю Любецки.
Высокими представляются шансы Патриции Аркетт на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в том же «Отрочестве» — матери пресловутого отрока, чья жизнь с шести до 18 лет отслеживается в картине, и которая постепенно стареет в кадре без помощи грима. Однако вполне вероятно, что приз у нее отберет Эмма Стоун, сыгравшая язвительную, но по-своему трогательную дочку героя в «Бёрдмене».
Еще более понятно и предсказуемо все в категории «Лучшая женская роль», где царит Джулианна Мур, создавшая в драме «Все еще Элис»(Still Alice) опять же очень выигрышный с точки зрения киноакадемии образ — страдающей от болезни Альцгеймера преподавательницы колледжа (надо добавить, что эта замечательная актриса номинируется уже пятый раз, и грех ее наконец не уважить). Другие номинантки — Марион Котийяр (у нее уже есть «Оскар» за роль Эдит Пиаф) за роль у братьев Дарденн, Фелисити Джонс, сыгравшая первую жену Хокинга Джейн, Розамунд Пайк за «Исчезнувшую» Финчера и Риз Уизерспун за «Дикую».
Однозначный расклад и в категории «Лучший актер второго плана» — будет странно, если им окажется кто-то другой, нежели Джей Кей Симмонс, сыгравший еще одного необычного педагога, преподавателя консерватории, в психологическом триллере «Одержимость» (Whiplash).
Что касается самого Бёрдмена, то есть блистающего и порхающего в костюме Человека-птицы Майкла Китона, то у него довольно серьезная конкуренция, учитывая, как нежно киноакадемия относится к байопикам, реально существовавшим персонажам трагической судьбы и обладателям экстравагантной, желательно пугающей внешности, требующей от актеров определенных жертв и готовности себя изуродовать. В мужской номинации в этом году широкий выбор на любой извращенный вкус: прежде всего Эдди Редмейн, сыгравший астрофизика Стивена Хокинга в «Теории всего» (The Theory Of Everything) и уже получивший «Золотой глобус». Не отстает от него в пронзительности и Бенедикт Камбербэтч, играющий затравленного за гомосексуализм гения математики Алана Тьюринга в «Игре в имитацию» (Imitation Game). На славу постарался и драматизировавшийся комик Стив Карелл, наклеивший огромный нос для роли чокнутого миллиардера Джона Дюпона в «Охотнике на лис» (Foxcatcher), а третий год подряд номинированный любимчик киноакадемии Бредли Купер набрал изрядный вес для роли героя войны в Ираке Криса Кайла в «Американском снайпере» (American Sniper) Клинта Иствуда. У этой картины в активе шесть номинаций, большой кассовый успех, а в пассиве — немного противоречивая репутация из-за обрушившихся на картину пацифистских обвинений в чересчур патриотическом прославлении иракской кампании.
Что касается категории «Лучший фильм на иностранном языке», здесь главный соперник «Левиафана», получившего «Золотой глобус»,— польская картина «Ида» Павла Павликовского об эхе холокоста в судьбе девушки, потерявшей всю семью. Побеждает фильм и согласно прогнозам российских букмекеров, которые, к слову, предсказали победу «12 лет рабства» в прошлом году.