"Решение о повышении пенсионного возраста уже не представляется политически невозможным"

С начала года россияне могут по желанию уходить на пенсию позже, заявила вице-премьер Ольга Голодец. Гражданам, принявшим такое решение, в будущем будет выплачиваться повышенная пенсия. Прежде чем повышать пенсионный возраст граждан, государство должно заслужить доверие, считает политолог Георгий Бовт.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Если недавно "лицензию" на политически рискованные разговорчики о повышении пенсионного возраста имел только Минфин, то теперь дискуссия расширилась. Само такое решение уже не представляется политически невозможным. По экономическим причинам: в январе дефицит бюджета достиг 5,7% ВВП, на покрытие дефицита государственного Пенсионного фонда уходит пятая часть государственных расходов. Нынешний возраст выхода на пенсию был установлен у нас более 80 лет назад. Он сохранился еще лишь в трех странах – Узбекистане, Белоруссии и Украине. Последняя из этого списка скоро выпадет. А продолжительность жизни все же растет, да и население наше в среднем стареет. При нынешних темпах старения населения, не позже чем к 2035 году у нас на одного работающего будет приходиться один пенсионер. И тогда на пенсии пенсионерам-современникам работающим гражданам придется отдавать уже ползарплаты. Ни о каком предписываемом международными стандартами 40-процентном замещении средней пенсией средней зарплаты и речи уже не будет. Притом что мы сейчас как раз вплотную приблизились к этому рубежу (37% в 2013 году). Придется отступать на уровень 20-25%.

Для сравнения, в США, где уже сегодня выходят на пенсию в 67 лет, сейчас на пенсионера "работают" более шести человек, а к 2030 году будут работать более четырех. Сегодня в подавляющем большинстве стран мира с общенациональной пенсионной системой выход на пенсию в 63-65 лет совершенно нормален. Практически нигде его повышение в условиях роста продолжительности жизни не приводило к серьезным политическим протестам. На практике ведь многие пенсионеры и у нас продолжают работать — не менее трети из них. Число их постоянно растет. Кстати, наша страна одна из немногих, где работающие пенсионеры получают полную пенсию. Если разработать меры, стимулирующие более поздний выход на пенсию, то на это, думаю, охотно пойдет не менее половины достигших нынешнего пенсионного возраста. На практике, в своем личном поведении эти люди уже высказались за повышение пенсионного возраста.

Однако во время социологических опросов не менее 80% населения против повышения возраста, "за" — лишь незначительное меньшинство. Почему так? На мой взгляд, речь идет о своего рода выражении недоверия к нынешнему государству. Мол, хотят за наш счет нажиться, решить свои проблемы. Это помимо того, что сказывается традиционный российский патернализм: мол, государство должно решать все наши проблемы, кормить и поить нас.

Поэтому все дискуссии и последующие решения о повышении пенсионного возраста должны проходить, что называется, в одном пакете с мерами по повышению доверия между обществом и государством. Если государство призывает граждан к пониманию и затягиванию поясов в условиях кризиса, то и само должно вести себя соответственно. Повышение пенсионного возраста, скажем, немыслимо без того, чтобы ограничить совершенно неприличные доходы и бонусы глав госбанков, госкомпаний и госкорпораций. Немыслимо без повышения прозрачности и всех государственных трат, всевозможных масштабных мегастроек. Немыслимо без самоограничения политической элиты и соблюдения ею антикоррупционных правил приличия. В противном случае эта мера останется крайне непопулярной, непонятой народом. Она вызовет не понимание, а станет лишь новым поводом для раздражения "зажравшейся бюрократией".

Вся лента