Исключим, но не забудем

Госдума узаконила правила исключения НКО из списка "иностранных агентов"

Некоммерческая организация (НКО), признанная "иностранным агентом", должна быть исключена из реестра агентов, как только Минюст установит, что она больше не получает зарубежных грантов или перестала заниматься политикой. Поправки к закону о НКО одобрила в пятницу Госдума. Минюст готов сообщать об "исключении из реестра" на своем сайте, не изымая при этом из него ни названия, ни иных сведений о НКО, считавшейся "иностранным агентом".

Заместитель председателя комитета Государственной думы России по международным делам Валентина Терешкова и член комитета Государственной думы России по транспорту Олег Нилов

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Госдума одобрила во втором и в третьем чтениях поправки к законам "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях", по которым организация, зачисленная в "реестр иностранных агентов" Минюста, может быть из него исключена. Депутаты фактически восполнили юридический пробел, который сами же допустили в 2012 году, когда принимали закон о НКО--иностранных агентах. Тогда они указали основания, исходя из которых прокуратура выявляет "иностранных агентов", а Минюст включает их в реестр — зарубежные гранты и политическая деятельность, однако не предусмотрели процедуры исключения из реестра. Добиться этого общественники могли, только доказав в суде, что они больше не "агенты".

Согласно поправкам, НКО, не желающая числиться в "реестре иностранных агентов", вправе обратиться с соответствующим заявлением в Минюст, ведомство в ответ должно провести проверку и, если не найдет оснований, позволяющих считать НКО "иностранным агентом", принимает решение о ее исключении из реестра. В первоначальной версии закона не было ясности, оба ли "основания" сразу должны устранить НКО и должна ли организация отказаться от политической деятельности, если она уже отказалась от зарубежного финансирования (см. "Ъ" от 5 февраля). Ко второму чтению проекта юридические неточности были устранены. НКО, желающей выбыть из числа "агентов", достаточно доказать Минюсту одно из двух: что она не получала зарубежных грантов в течение года (до проверки) или же в течение этого же года не участвовала в политической деятельности. Если НКО, признанная "иностранным агентом", ликвидируется, ее тоже полагается исключать из реестра.

Однако, как заявила "Ъ" глава совета партнерства "Юристы за гражданское общество" Дарья Милославская, "все, кого исключат из "реестра иностранных агентов", все равно останутся в нем". Ведь схема реестра, который сейчас размещен на сайте Минюста, не предполагает каких-либо изъятий из него. Если НКО признается "иностранным агентом", то в реестр заносится весь набор сведений о ней: название, фамилии руководства, цели и виды деятельности, источники финансирования. Если же Минюст примет решение об исключении НКО из числа "иностранных агентов", то на этот случай в реестре предусмотрены еще две графы: "исключение из реестра" и "причины исключения". Возможно, поэтому "многие НКО давно приняли решения о закрытии или реорганизации, чтобы не работать в "ореоле" иностранного агента", уточнила госпожа Милославская. Доказать, что "ты не агент, будет проще, если отказаться от иностранного финансирования", полагает Дарья Милославская, а если НКО по-прежнему получает зарубежные гранты, то вряд докажет, что перестала заниматься политикой. "Потому что Минюст, похоже, под политикой имеет в виду все",— уверена юрист, отметив, что "политическая деятельность" была "инкриминирована" главе воронежского Центра защиты СМИ Галине Араповой за ее высказывания о "несостоятельности российского законодательства в сфере массмедиа".

Виктор Хамраев

Вся лента