Любимый дворник
Какие профессии у россиян на особом счету. Разбиралась Мария Портнягина
Исследователи портала Superjob составили "Карту эмоционального восприятия профессий". Они выяснили, как россияне относятся к разным специальностям
Профессия космонавта в России по-прежнему вызывает восхищение больше, чем какая-либо другая. Уважают у нас инженеров, поваров и программистов. Завидуют архитекторам, фотографам, артистам. Благодарны мы учителям, медсестрам и дворникам. А вот неприязнь у россиян вызывают чиновники и коллекторы. Полицейские скорее раздражают. Охранники вызывают недоверие. Продавцы, юристы, бухгалтеры не интересны большинству населения. Вся эта гамма чувств отражена на впервые составленной "Карте эмоционального восприятии профессий" (подготовлена по результатам опроса исследователями портала Superjob).
Если раньше профессии оценивались с точки зрения карьерных перспектив и доходов, то теперь сделана попытка выяснить, как общество относится к представителям разных специальностей. Уважение и благодарность приравнены в правах к рублю и престижу.
— Человеку важно понимать, что его труд нужен. Что работа — не механическое исполнение своих обязанностей, а то, что может приносить удовлетворение и ценится обществом,— поясняет Павел Лебедев, руководитель направления исследований Superjob.
Павел Лебедев отмечает, что карта полезна для работодателей, которые хотят сформировать благоприятный образ той или иной профессии и привлечь к себе наиболее способных сотрудников. Она интересна и для молодых специалистов, которым нужно знать, как к ним отнесется общество, а также для выпускников школ и их родителей — ведь в 60 процентах случаев именно последние подталкивают детей к выбору профессионального пути.
Распределение симпатий-антипатий в профессиях имеет свои закономерности. Россиянам, которые известны своим индивидуализмом, в принципе безразличны массовые профессии (бухгалтер, менеджер по продажам). Зато творческие профессии у нас всегда окружены ореолом избранности. Также традиционно мы испытываем благодарность и сочувствие к обслуживающему персоналу (грузчик, курьер, официант, секретарь, водитель, сантехник, дворник). Именно поэтому о медсестрах отзывы более благоприятные, чем о врачах, к которым, к слову, россияне испытывают смешанные чувства — и уважение, и недоверие одновременно.
Данные исследователей тем более любопытны, если знать, что большинство россиян не довольны своей профессией, не любят ее и были бы готовы поменять сферу деятельности. По данным Росстата, 60 процентов россиян работают не по специальности, морально удовлетворены своей работой меньше 55 процентов из нас. А опрос Career.ru показал: 74 процента студентов и выпускников вузов разочарованы и учебой, и полученной профессией. Из них 21 процент сожалеет о своем выборе, при этом большинство (56 процентов) честно признаются: "это не мое призвание". И лишь 9 процентов россиян, согласно опросу Superjob, занимаются той работой, о которой мечтали в детстве.
Похоже, многолетняя ориентация общества на непременный диплом и прагматичные специальности (юрист, экономист, бухгалтер), в ближайшее время претерпит изменения. Потребность в самореализации все громче заявляет о себе.
Директор Федерального института развития образования, доктор психологических наук Александр Асмолов тоже говорит, что времена изменились: "В 1990-е на первый план вышли прагматичные установки — прежде всего заработать. Сегодня молодежь смелее выбирает свой профессиональный путь. Человек предпочитает ту сферу, где его оценят, не сводит все к уровню дохода, а выбирает подходящий ему образ жизни".
Социолог Александра Бобрецова, эксперт в области профориентации, уточняет: "Выбор сегодня — это, по сути, диагностирование, что я умею, на что способен, чем мне нравится заниматься. Престиж профессии уходит на второй план, на первый выходит самореализация. И траектория получения образования становится гибче. Да, нередко выбор профессии происходит под влиянием родителей. Но позднее это подавление воли компенсируется, например, когда человек решает получить второе образование, исходя уже из личных предпочтений. Сейчас, кстати, не редкость, когда люди в 45 и даже старше осознанно меняют специальность. Например, когда понимают, что то, чем они занимались долгие годы, не соответствует их темпераменту".
Изменение вектора профессиональных предпочтений имеет несколько причин. Времена, когда раннее вступление в профессиональную жизнь равнялось физическому выживанию, прошли. Дети сытых времен захотели большего, чем просто благополучие, а офисная каторга не прельщает даже ее высокооплачиваемых рабов. Да, самореализация, да, больше свободного времени и приятная тусовка. Совсем скоро двадцатилетние, как и их сверстники в Европе, сообразят, что не обязательно пять лет гробиться в вузе, чтобы получить не очень интересную специальность и средненького качества образование, а проще сразу пойти в колледж. Во всяком случае именно об этом изменении внутренних ориентиров и говорит карта, которую представил Superjob. И именно развитие среднего специального образования — в приоритетах Министерства образования и науки на ближайшие годы. Ведь рынку не хватает "синих воротничков" (они же — квалифицированные рабочие), зато на нем избыток юристов и экономистов.