В новосибирской опере не нашли христианских ценностей
"Тангейзер" Тимофея Кулябина избежал судебного преследования
Суд опера
Вчера мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил все дела, связанные с поставленной в Новосибирском театре оперы и балета оперой Рихарда Вагнера "Тангейзер". Прокурорская проверка была начата по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, усмотревшего в постановке осквернение христианских ценностей.
Премьера "Тангейзера" состоялась в Новосибирском театре оперы и балета в декабре прошлого года. Режиссер Тимофей Кулябин внес в либретто оперы Вагнера некоторые изменения. В оригинале главный герой, рыцарь Генрих Тангейзер, покидает грот Венеры, куда он попал до того, добившись расположения богини любви, и возвращается в мир смертных. В версии господина Кулябина Тангейзер — кинорежиссер, снимающий фильм о не описанных в Евангелии годах жизни Иисуса, которые тот на самом деле провел в наслаждениях в чертогах Венеры. В одной из сцен новосибирской постановки на сцену спускается огромный постер воображаемого фильма, на котором Иисус изображен на фоне бедер Венеры.
Декабрьская премьера прошла спокойно — опера получила хорошую критику (в частности, см. "Ъ" от 24 декабря 2014 года) и не вызвала особых скандалов. Однако в феврале в новосибирскую прокуратуру поступило заявление от митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Как стало известно в ходе судебных слушаний, прихожане ранее показали священнослужителю нелегально сделанную съемку новосибирского "Тангейзера", после чего тот обратился в правоохранительные органы с просьбой открыть дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение). Одновременно Следственным комитетом была начата проверка по ст. 148 Уголовного кодекса (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). Административные дела были открыты против режиссера Кулябина и директора театра Бориса Мездрича.
Дело вызвало огромный общественный резонанс. С письмами в поддержку постановки к правоохранительным органам обратились, в частности, Олег Табаков, Александр Калягин, Евгений Миронов и Кирилл Серебренников. Представители РПЦ, в том числе глава синодального информационного отдела Владимир Легойда, призвали стороны конфликта к диалогу и предложили разрешить противоречия во внесудебном порядке. Одновременно в Новосибирске прошли митинги верующих, протестующих против постановки Тимофея Кулябина.
В начале марта были оглашены результаты прокурорской проверки. По словам заместителя прокурора города Игоря Стасюлиса, в заключении привлеченного эксперта доктора богословия протоиерея Бориса Пивоварова "сделан однозначный вывод о том, что в результате использования в постановке "Тангейзера" христианских образов, которых не было в оригинале оперы Вагнера, допущено осквернение христианских ценностей". Как указывается в материалах проверки, в постановке новосибирского театра "евангельский образ Иисуса Христа положен в основу сюжета первой части первого акта, где Иисус Христос проводит время в гроте богини Венеры"; "во втором акте представлен рекламный постер к фильму "Венерин грот" с обнаженной женщиной, между ног которой изображен мужчина, ассоциирующийся с образом Иисуса Христа". В начале марта материалы поступили в мировой суд Центрального района.
Первым суд рассмотрел дело директора театра Бориса Мездрича. Борис Пивоваров отметил, что постановщики "Тангейзера" "использовали метод наложения сакрального на неприличное". Музыковед Марина Бусик-Трофимук, выступавшая на стороне обвинения, заявила, что была восхищена только музыкальной частью постановки, но во время сцен с участием артиста, напомнившего ей Иисуса Христа, она отворачивалась, а затем покинула зал, не дождавшись конца спектакля, так же, по словам госпожи Бусик-Трофимук, поступили и многие другие зрители.
Затем доказательства представила защита — по ее инициативе ранее была проведена дополнительная экспертиза, поскольку выводы господина Пивоварова, по мнению адвокатов, были сделаны в интересах лишь одной стороны конфликта. В частности, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Фаликов заявил, что Тимофей Кулябин обращается в постановке к христианским символам, однако "символы и образы, будучи извлеченными из религиозного контекста, утрачивают сакральный священный смысл". Защита заявила ходатайство о приобщении к материалам дела многочисленных писем в поддержку новосибирской постановки. Однако в этом суд адвокатам отказал.
"Мы имеем заявление митрополита Тихона, который не видел спектакль. Мы имеем возбужденное прокурорскими работниками дело об административном правонарушении, которые не видели спектакль. Мы имеем суд, рассматривающий дело, который, как и прокуратура, не видел спектакль",— отметил в своем выступлении в суде господин Мездрич. В то же время, отметил директор, церковный документ "Отношение РПЦ к намеренному публичному богохульству", принятый архиерейским собором в феврале 2011 года, в первую очередь предлагает начать переговоры и разъяснительную работу и только в последнюю — обращаться в органы власти.
Господин Мездрич заявил, что в случае обвинительного приговора количество подобных дел возрастет в геометрической прогрессии и активизируется радикальное крыло православной церкви. После этого судья Екатерина Сорокина удалилась в совещательную комнату, а вернувшись, прекратила дело Бориса Мездрича "за отсутствием состава административного правонарушения". Решение суда присутствующие в зале встретили аплодисментами. Позже по тем же основаниям суд прекратил дело и в отношении Тимофея Кулябина. Будут ли обжалованы судебные решения, в прокуратуре Новосибирска вчера сообщить не смогли.