Билетные па
Что выиграют пассажиры от конкуренции между поездами и самолетами
Железнодорожники обещают, что невозвратные билеты, которые вот-вот должны появиться, будут существенно дешевле обычных. То же самое год назад обещали авиакомпании, однако ожидания оказались напрасными. Правда, шансы сэкономить у пассажиров есть — благодаря растущей конкуренции между поездами и самолетами.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит железнодорожникам продавать невозвратные билеты на поезда дальнего следования. По подсчетам специалистов Федеральной пассажирской компании (ФПК), скидка на них может доходить до 30%. "В первую очередь получат выгоду пассажиры, которые могут заранее спланировать свое путешествие, поскольку так называемые невозвратные билеты всегда дешевле, нежели обычные",— говорится в пояснительной записке к документу.
При этом риск для пассажиров будет не столь уж велик. По статистике ФПК, сегодня возвращается только 6% билетов. "Мы уверены, что введение невозвратных тарифов позволит привлечь дополнительный пассажиропоток,— рассказали "Деньгам" в пресс-службе ФПК.— По результатам проведенного нами исследования, интерес к реализации данной инициативы и готовность воспользоваться таким предложением продемонстрировали 60% опрошенных пассажиров".
Следует отметить, что "невозвратность" билетов не будет абсолютной. Законопроект предусматривает, что пассажиры смогут вернуть деньги за них, если не воспользовались транспортом из-за болезни, несчастного случая, внезапного недомогания члена семьи, который должен был с ним поехать, а также смерти члена семьи. Билет можно вернуть и в случае отмены или задержки поезда или отсутствия в нем места.
Правда, эксперты считают, что введение невозвратных билетов не приведет к серьезному снижению цен. "Вряд ли стоимость перемещения по стране в новом сезоне существенно изменится,— говорит руководитель информационно-аналитического отдела аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Виталий Цветков.— Аргументы в пользу повышения тарифов на перевозки пытаются уравновесить снижением налогов, субсидированием внутрироссийских перевозок из бюджета и другими инициативами. Внедрение невозвратных железнодорожных билетов поможет удержать цены, но не снизит их. Что может удешевить билеты, так это реформа железнодорожных перевозок и наведение порядка с пригородными пассажирскими компаниями".
А пока законопроект не вступил в силу, ФПК объявила о маркетинговой акции: с 1 апреля в течение семи дней будет предоставляться скидка до 45% на верхние полки купейных вагонов. "Мы сделали специальное предложение для тех пассажиров, которые поедут в направлении Волгограда: с 1 апреля скидка в плацкартные вагоны поездов составит до 45% (максимальная скидка — на верхнюю боковую полку). Снижена стоимость билетов и в купейные вагоны — от 1945 руб. (верхняя полка нефирменного поезда Москва--Волгоград) и от 2945 руб. (верхняя полка нефирменного поезда Санкт-Петербург--Волгоград). С этого года впервые в рамках пилотного проекта мы предоставляем скидку до 45% на проезд в плацкартных вагонах ряда поездов дальнего следования",— рассказали "Деньгам" в пресс-службе ФПК.
Напомним: система невозвратных билетов с прошлого лета действует в авиаперевозках. В конце июня прошлого года вступил в силу закон, позволяющий авиакомпаниям продавать билеты, которые нельзя сдать обратно. И заметного влияния на цены это нововведение не оказало. "Согласно нашей статистике, законодательное введение невозвратных тарифов практически никак не сказалось на среднем чеке на авиабилеты по внутренним авиалиниям,— говорит гендиректор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев.— Во-первых, их доля в общем предложении невелика. Во-вторых, в среднем их стоимость ниже возвратных авиабилетов не более чем на 5-10%". По данным агентства, за 2014 год средний чек на внутренние авиарейсы в одну сторону увеличился на 2,2%, с 6797 руб. до 6948 руб.
Гораздо большую роль в ценообразовании играет конкуренция. Авиакомпании сегодня всерьез соперничают с РЖД. По ряду направлений путешествие по воздуху может обойтись в ту же сумму, что и по железной дороге, если не дешевле. Например, билет в купе поезда Москва--Санкт-Петербург и обратно обойдется в 4500 руб. Слетать же в Северную столицу и обратно авиакомпанией "ЮТэйр" можно за 4234 руб. На дальних расстояниях разрыв в стоимости заметнее. Путешествие на поезде Москва--Владивосток--Москва обойдется в 19 206 руб. и две недели жизни. Для сравнения: "Аэрофлот" обернется туда-обратно меньше чем за сутки и 17 460 руб. При этом поездка Москва--Калининград--Москва окажется выгоднее по земле — 6000 руб. против 7275 руб. по воздуху.
Так что нельзя сказать, что у РЖД, несмотря на монопольное положение на земле, в этой борьбе заметное преимущество. За первый квартал года перевозки пассажиров в поездах дальнего следования сократились на 6,9%, а в марте этот показатель снизился на 9,6%. При этом спрос на авиаперевозки по стране, в отличие от железнодорожных, растет. По подсчетам аналитиков АТОР, в феврале число пассажиров на внутренних рейсах увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,9%. Правда, общее количество пассажиров российских авиакомпаний по всем типам рейсов сократилось: в феврале — на 4,1% (год к году). Власти задумались об оказании помощи сегменту внутренних перевозок. Так, Дмитрий Медведев распорядился внести в Думу законопроект, который снизит НДС авиакомпаниям, осуществляющим внутренние перевозки, с 18% до 10%.
Авиакомпании инициативу приветствуют. "Снижение НДС на внутренних рейсах компенсирует авиакомпаниям часть роста расходов из-за ослабления курса рубля. Безусловно, эта мера внесет свой вклад в сохранение доступности авиаперевозок для населения",— сказали "Деньгам" в пресс-службе группы компаний S7. Понятно, что снижение НДС в первую очередь направлено на поддержание авиакомпаний. "Когда до кризиса дискутировался вопрос о нулевой ставке, речь шла о том, что эту экономию поделят пополам авиакомпании и пассажиры,— рассказывает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.— Сейчас же, когда речь идет о снижении всего лишь на 8 п. п., экономия достанется только авиакомпаниям. Причина простая: к сожалению, внутренние авиаперевозки глубоко убыточны. И если не поддержать авиакомпании таким образом, есть большой риск, что не все игроки доживут до осени". Даже такое снижение налога может косвенно отразиться на ценах. "Важным условием обеспечения ценовой доступности является сохранение конкурентной среды на рынке,— говорит Олег Пантелеев.— То есть если количество авиакомпаний изрядно сократится, то оставшиеся, вероятнее всего, поднимут тарифы. Поэтому если напрямую ожидать снижения цен не приходится, то косвенно снижение НДС будет служить защитой от банкротств компаний и последующего установления высоких цен".
Таким образом, если гражданин и может сэкономить на перелетах, то в основном за счет специальных акций авиакомпаний или воспользовавшись услугами лоукостера. "Сейчас "Победа" распродает билеты на летние месяцы по 4-5 тыс. руб.,— говорит эксперт сервиса Aviasales Янис Дзенис.— Да и в целом раннее бронирование позволяют сэкономить до 30% по таким горячим маршрутам, как Сочи, Анапа, Крым и т. д. Вообще цену регулирует спрос: если спрос на внутренние воздушные линии продолжит расти, будет подрастать и цена".
Напомним, что авиакомпания "Победа" принадлежит "Аэрофлоту" и является сегодня единственным российским лоукостером. Тарифы компании начинаются от 999 руб. Однако в эту стоимость включена только возможность перелета из точки А в точку Б и не входят различные сборы и дополнительные услуги. Например, за выбор места в салоне придется доплатить от 199 до 1199 руб. в зависимости от ряда и способа регистрации. А дополнительное место в багажном отсеке будет стоить от 999 до 3 тыс. руб.
Тем не менее появление на рынке компании "Победа" заставило конкурентов либо скорректировать цены, либо заморозить их, либо устраивать распродажи. Так, в конце прошлого года "Трансаэро" объявила о заморозке тарифов на внутрироссийские рейсы. "Многое зависит от расстановки сил на каждом конкретном направлении,— комментирует Олег Пантелеев.— Если на какой-то линии высокая конкуренция, а один из игроков решает повысить свою рыночную долю, он проводит распродажу. Остальные компании вынуждены парировать такой выпад, и начинается ценовая война. Такие ситуации могут сделать для пассажиров реальной экономию в 1,5-2 раза от сложившейся рыночной цены. Причем понятной обывателю системы в ценовой политике не существует — в авиакомпаниях работают аналитики, учитывающие десятки разнообразных параметров, о которых непосвященный человек даже не задумывается".
По словам гендиректора онлайн-ресурса Туту.ру Дмитрия Храпова, сейчас граждане предпочитают планировать отпуск заранее. А с учетом нестабильности курса валют планирование становится еще более актуальным. "Проанализировав заказанные на сегодняшний момент авиабилеты на летние месяцы, мы составили рейтинг наиболее популярных направлений по России и странам дальнего зарубежья,— говорит эксперт.— Лидерами по России являются Симферополь и Сочи с вылетами из Москвы и Питера. Доля купленных билетов в Сочи осталась на уровне прошлого года, а вот доля авиабилетов из Москвы и Питера в Симферополь выросла в несколько раз. Существенно уменьшился интерес к направлению Москва--Анапа: доля купленных билетов сократилась почти в три раза, с 9,9% в 2014 году до 3,6% в 2015-м. Авиабилеты в Симферополь не подорожали. Средняя цена перелета из Москвы в Крым осталась на уровне прошлого года, а из Питера — упала более чем на 20%".
Александр Сизинцев также отмечает, что туристический поток в Симферополь в 2014 году вырос более чем на 300%. Направление стало абсолютным лидером продаж, поэтому здесь вполне возможен дефицит билетов. Что касается других направлений, то, по мнению эксперта, крайне сомнительно, что в предстоящем туристическом сезоне мы столкнемся с дефицитом билетов на внутренних авиалиниях. "Многие авиакомпании продлили свои акции и распродажи на предстоящий сезон, а это говорит о том, что им приходится решать вопрос заполняемости рейсов",— говорит Сизинцев.