"Форсаж" на одном Дизеле

Сможет ли седьмая франшиза культового фильма обогнать предыдущие

Свежий выпуск скоростной франшизы "Форсаж" прибывает в Россию через неделю после домашнего старта. Фильм известен непростой судьбой: в середине съемок один из исполнителей главных ролей, Пол Уокер, игравший бывшего фэбээровца Брайана О'Коннера, погиб в автокатастрофе.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Создателям потребовалось около полугода, чтобы внести изменения в сценарий, и еще почти два месяца интенсивных пересъемок. Вместо Уокера под камеру попеременно вставали четыре актера, похожие на него, а лицо затем пририсовали при помощи компьютера; в некоторых экшен-сценах приняли участие братья Пола Калеб и Коди. В результате заметить при просмотре, где реальный Уокер, а где его виртуальная копия, может, наверное, только профессионал киноиндустрии, да и то не всегда.

До трагического происшествия судьба седьмого "Форсажа" развивалась ровно и по восходящей. Финансовый успех предыдущей части ($788,6 млн в мировом прокате) обеспечил средства на новое производство и гарантированное участие главных персонажей. Разве что режиссер Джастин Лин, снявший для франшизы четыре фильма подряд, отказался вписываться в новый проект, главным образом потому, что ему пришлось бы начинать разработку номера семь, не закончив должным образом шестой. Вместо него в режиссерское кресло попал Джеймс Ван, китайско-малайский выходец из Австралии, который придумал хоррор-франшизу "Пила", а также снял образцово-показательные (и, главное, прибыльные) ужастики "Астрал" и "Заклятие".

"Форсаж-7" окончательно оторвался от чистых покатушек. Персонажи картины нарушают скоростной режим, создают на дороге аварийные ситуации и превращают дорогостоящие автомобили в труху не для развлечения, а все больше по суровой сюжетной необходимости. Да и в соперниках у них совсем уж отмороженные ребята, которые, похоже, не увлекаются автотюнингом, зато знают множество способов отправить на тот свет произвольное количество противников.

После всех происшествий и испытаний седьмой "Форсаж" рассчитывает на хорошую отдачу в прокате. Дело не только в ожидаемом притоке зрителей на последний фильм погибшего актера. Уже по тому, как пошла шестая часть, студия может надеяться получить от седьмой более серьезный доход. Перед премьерой аналитики подсчитали, что в первый уикенд "Форсаж-7" только в США и Канаде способен собрать около $110-115 млн, а в мировом масштабе — $275 млн, и тогда расходы на производство окупятся прямо на старте. В таком случае киносериал "Форсаж" укрепит лидирующую позицию среди постановок о быстрых гонках. Собственно, если составлять пятерку самых кассовых гоночных фильмов, все пять мест займут части "Форсажа". Однако стоит удалить с трассы этого колосса, как сразу обнаруживается целая команда постановок на скоростную тему, и самое любопытное, что три лидирующие позиции в ней занимают полнометражные анимационные работы.

Конечно, обычных фильмов об автомобилях тоже хватает, но, очевидно, зритель ими уже пресытился, поэтому автопостановки, снятые со звериной серьезностью, часто не дотягивают по сборам даже до $100 млн. Из "серьезных парней" в топ-5 только один — экранизация культовой видеоигры "Need For Speed: жажда скорости". В создании прошлогоднего релиза участвовали не особо раскрученный режиссер Скотт Во и примерно такой же степени известности актеры на главных ролях — Аарон Пол, Доминик Купер и т. д. Картина, в которой нет практически ничего, кроме гонок, ожидаемо наполучала оплеух от критиков (рейтинг на Rotten Tomatoes — 22%), но в прокате выступила прекрасно, особенно в России и СНГ. Фильм собрал $203,3 млн, что при бюджете $66 млн дает приятный коэффициент кассового успеха (ККУ) 3,08. Как итог — четвертое место в общем зачете.

Еще один немультипликационный участник, обладатель пятого места,— комедия Адама Маккея "Рикки Бобби: король дороги", снятая в 2006 году. Это очень американская история о гонках NASCAR с комиком Уиллом Ферреллом в роли заглавного персонажа и блестящими актерами на остальных позициях, от Саши Барона Коэна и Джона Рейли до Майкла Кларка Данкана и Эми Адамс. В отличие от "Жажды скорости" "Рикки Бобби" критикам понравился, ну и денег для сатиры с элементами отчаянного дуракаваляния собрал прилично — $162,9 млн. Правда, из-за увесистого для комедии бюджета ($72,5 млн) ККУ всего 2,24.

Начиная с третьего места ни одного живого человеческого лица в кадре не появляется, одни анимированные персонажи, а происходящее на экране окончательно прощается с законами физики, а иногда и логики — потому что мультикам все можно. Бронза досталась улитке (что уже неплохо) из картины "Турбо" канадского аниматора Дэвида Сорена, при этом в бухгалтерских книгах компании DreamWorks Animation за 2013 год постановка числится в графе "Убытки". Несмотря на приличные сборы — $282,5 млн — и положительный ККУ 2,22, обеспеченный большим, но не избыточным бюджетом $127 млн, боссы студии решили, что в промокампанию было вложено слишком много средств. Точная сумма потерянного, по официальным данным, $15,6 млн.

На вершине пьедестала разместилась франшиза "Тачки" — ну а что вы, собственно, хотели в гоночном топ-5? Ее иногда называют самым невдохновенным творением студии Pixar, но как бизнес-проект она оказалась настолько прибыльной, что тягалась с вселенной "Звездных войн". Правда, после того, как последнюю тоже купил Disney, их стало скучно сравнивать. Второе место в рейтинге — у первых "Тачек", выпущенных в 2006 году. Их, как и продолжение, поставил Джон Лассетер, режиссер "Истории игрушек". Производство потребовало $120 млн, а итоговые сборы достигли $461,9 млн (ККУ 3,84). Попутно картина номинировалась на "Оскар", но проиграла мультику про пингвиненка "Делай ноги", зато получила "Золотой глобус" и "Грэмми".

На первой позиции — "Тачки-2" с $559,9 млн сборов, $200-миллионным бюджетом и средненьким ККУ 2,79. Несмотря на то что сиквел стал первым проектом Pixar, не номинированным на "Оскар", нас рано или поздно ждет третья часть.

Вся лента