Москва предложила ЕС торговое перемирие
Претензии в рамках ВТО могут решить на переговорах
Россия готова перезагрузить разбирательства с Евросоюзом в рамках ВТО, вернув спорные вопросы со стадии панели арбитров на уровень переговоров. В Москве считают, что после девальвации рубля ситуация изменилась: теперь российские компании имеют естественное преимущество и говорить о демпинге уже нельзя. Ставки импортных пошлин РФ, вызывавшие претензии Брюсселя, могут стать предметом этих переговоров, если в ЕС, в свою очередь, пойдут на смягчение своей позиции.
Вчера глава департамента торговых переговоров Минэкономики Максим Медведков заявил, что Россия предложит ЕС в ближайшие две-три недели обсудить "возможность досудебного урегулирования" исков, поданных в ВТО с обеих сторон, то есть трех исков ЕС к РФ и двух исков Москвы к ЕС. "Если будут найдены устраивающие нас решения, судиться, естественно, не будем",— отметил чиновник. Он уточнил, что будет обсуждаться "возможная отмена исков к ЕС по энергокорректировкам и Третьему энергопакету". 14 марта глава Минэкономики Алексей Улюкаев говорил, что Россия и ЕС могут урегулировать в досудебном порядке споры по ставкам российских импортных пошлин на пальмовое масло, бумагу и холодильники и спор по антидемпинговым пошлинам на легкие коммерческие автомобили (LCV).
Россия подала иск к ЕС по энергокорректировкам в декабре 2013 года. При проведении антидемпинговых расследований ЕС учитывает в издержках российских компаний (в первую очередь металлургов и химиков) более низкие внутренние цены на газ и электроэнергию и обвиняет Россию в демпинге. Иск по Третьему энергопакету подан весной 2014 года: Россию, в частности, не устраивает то, что ЕС запрещает поставщикам газа владеть магистральными трубопроводами. Иски ЕС касаются ставок импортных пошлин. Брюссель не устраивает, что пошлина на бумажную продукцию составляет 15% вместо 5% (иск подан в октябре 2014 года), а в случае холодильников и пальмового масла ЕС недовольна тем, что Россия "фиксирует минимальную сумму выплаты" — речь идет о ставке 5%, но не менее €0,12 за 1 кг масла и 18,3-17,3%, но не менее €0,16 за 1 л полезного объема оборудования. ЕК недовольна и введенными РФ в мае 2013 года антидемпинговыми пошлинами на импорт LCV из Германии и Италии — 29,6% и 23% соответственно (иск подан весной 2014 года). Все иски либо на этапе консультаций, либо у панели арбитров ("суд ВТО").
Вчера Максим Медведков пояснил, что существенную роль в переходе от судебных разбирательств к переговорам сыграли "сложившиеся курсы рубля к основным валютам", которые "привели к автоматическому росту эффективной тарифной защиты российского рынка". Господин Медведков пояснил, что 10% изменения курса рубля к доллару или евро эквивалентно изменению тарифа на 1%, в итоге "у наших отраслей необходимость в этой защите теперь ниже".
С этим согласны источники "Ъ", знакомые с ситуацией, которые говорят, что возможность решения споров через переговоры возникла "во многом за счет ослабления рубля". "Внутренние цены на энергоресурсы и так значительно снизились по сравнению с экспортными, у российских компаний появилось преимущество, не связанное с "демпинговой скидкой"",— рассуждает собеседник "Ъ". По претензиям ЕС по импортным пошлинам "переговорная позиция РФ может немного смягчиться", говорит источник "Ъ", "импорт и так существенно упал на фоне девальвации". Какие именно изменения пошлин могут произойти, он не уточняет, отметив — "что именно это и будет обсуждаться на переговорах". Максим Медведков вчера сказал "Ъ", что "РФ предложит экспертные консультации в ближайшее время".
"Но корректировка пошлин требует решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), а изменение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер — повторного расследования",— говорит один из источников "Ъ". Другой собеседник "Ъ" добавляет, что "сложно определить грань между "компромиссом" и "ослаблением защиты от импорта"". Получить комментарии в ЕЭК вчера не удалось. В Еврокомиссии лишь сослались на итоги встречи Алексея Улюкаева с еврокомиссаром по торговле Сесилией Мальмстрем от 3 марта. Тогда глава Минэкономики заявил, что переход на досудебное решение споров — "лучший вариант", а госпожа Мальмстрем сказала, что в интересах России и ЕС "преодолеть нынешние трудности", хотя Россия должна "уважать свои обязательства в рамках ВТО". По словам заведующего лабораторией международной торговли Института экономической политики имени Гайдара Александра Кнобеля, возврат исков со стадии судебных разбирательств на уровень переговоров — "частая практика".