Семеро против

Европейский совет в июне рассмотрит вопрос о продлении санкций против России, заявил президент Франции Франсуа Олланд. По его словам, если будет зафиксировано нарушение минских договоренностей, то санкции не только будут сохранены, но и усилены. Независимый аналитик Александр Клюкин рассуждает, как теперь могут измениться отношения Евросоюза с Россией.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Италия, Греция, Кипр, Испания, Австрия, Венгрия, Словакия. Авторитетное агентство Bloomberg уверяет, что именно эти семь стран Евросоюза больше всего недовольны продолжением политики санкций против России. Как предполагали эксперты, свою позицию против расширения пакета антироссийских санкций эти семь стран должны были высказать на двухдневном саммите Евросоюза в Брюсселе на этой неделе. Сегодня, когда начинается второй день саммита ЕС, мы пока не знаем, чем он завершится.

Но уже можно судить о тенденциях. Конечно, это не бунт против Америки и не раскол внутри еврозоны, о котором немедленно начали мечтать рьяные публицисты. Даже нерасширение пакета санкций не означает отмены уже введенных. И даже коллективный демарш семи стран вряд ли способен изменить общий тренд политики Европы. Но все начинается с малого.

В общем-то, в Европе все уже понимают, что от санкций против России никто не выигрывает, кроме разве что Америки. Более того, санкции превратились в бессмысленную меру, поскольку поставленная ими политическая цель — заставить Россию изменить курс ее политики, очевидно, утопична. А с другой точки зрения, нанесение ущерба экономике России и экономикам стран Евросоюза — цель абсурдная. Тем не менее, именно это и происходит.

Разумеется, реальные политики в Евросоюзе понимают это не хуже нас с вами. Но только, похоже, не знали до этой весны, как — и кому — об этом сказать. Однако политика, которая себе дороже, постепенно развязывает языки. Греческое правительство уже обещало однажды наложить вето на новое расширение санкций. Не из особой любви к России, не нужно питать иллюзий. Те же греки призывали Евросоюз компенсировать своей стране убытки, иначе Греция не сможет участвовать в решениях по санкциям. Но так ведь может сказать большинство стран Евросоюза.

Венгрия, например, и вовсе пытается вразумить партнеров по еврозоне устами своего премьера Виктора Орбана: "Если кто-то думает, что Европа и европейская экономика могут быть конкурентоспособны без кооперации с Россией, что энергетическая безопасность может существовать в ЕС без энергоресурсов России, тот гоняется за призраками".

Для Евросоюза вопрос санкций неожиданно перестал быть проблемой его внешней политики. Он превратился в проблему внутреннего устройства. Поскольку раскол Евросоюзу не к лицу, то странам ЕС остается сближать позиции. Сближение на почве агрессивно-антироссийской риторики, свойственной Польше и прибалтийским странам, уже невозможно, обозначился другой полюс. Теперь и европейский мир становится "многополярным". Окончательно портить отношения с Россией и разрывать с ней выгодные экономические связи из-за Украины желающих мало.

Очевидно, что Россия должна в такой ситуации делать все, чтобы помочь прозревающим западным партнерам осознать свои национальные интересы и сблизить позиции в выгодном для нас направлении.

Вся лента