"Половина двух первых курсов в вузе уходит на заполнение прорех средней школы"

Ярослав Кузьминов об отличии высшего образования от среднего специального: "Учебное заведение, которое преподает профессиональные знания и не обучает людей, что эти знания относительны, — это техникум. Инноваторы, креативный класс — это люди, которые исходно обучаются в процессе критики старого знания и обоснования нового, в процессе создания нового. Это новое может быть в инженерии, физике, математике, экономике, литературе, в чем угодно. Но в любом случае это люди совершенно другого типа нежели те, которые являются иногда прекрасными профессионалами, которых выпускают техникумы, колледжи. И сейчас во всем мире до половины выпускников школ идет в вузы".

Об особенностях российского образования: "У нас есть особенности, они исторически сложились. Есть такое понятие path dependensy — колея. Наша колея состоит в том, что у нас очень короткая общеобразовательная школа: в мире учатся 12-13 лет, у нас учатся 11. Знаете, что это значит? Что мы в вузе выполняем функции средней школы. Мы изучаем иностранный язык, ни в какой стране иностранный язык в вузе не изучается, это прерогатива школы. Мы изучаем комплекс социальных предметов — философию и так далее. Половина двух первых курсов уходит на заполнение прорех, недоработок этой школы. Да, это особенность, гордиться бы я этой особенностью не стал, но так сложилось, и дешевле оставить четырехлетний бакалавриат, а не трехлетний, как в большинстве стран".

О негативной репутации колледжей: "Система колледжей исчезает, потому что она не пользуется социальным спросом. До половины родителей искренне считают, что не отдадут ребенка в колледж, потому что там плохая аудитория, люди с социальными проблемами, и пусть он лучше профессию не получит, но поварится четыре года в вузе. Это карьерный тупик, потому что после колледжа он мог бы нормально зарабатывать и родителей этих кормить. Но то, что я вам говорю, — это результаты ежегодных опросов".

Вся лента