Людей с «Дальнего Востока» ищут в темноте
При крушении траулера погибли 56 человек из 132, судьба 13 неизвестна
Поисково-спасательная операция в районе крушения большого автономного траулера морозильного типа (БАТМ) «Дальний Восток» продолжается с наступлением темноты, а зона поисков членов экипажа затонувшего судна расширена. По последним данным, из 132 членов экипажа затонувшего траулера погибли 56 человек, поиски 13 продолжаются. По словам главы МЧС России Владимира Пучкова, рассматриваются более 10 версий крушения траулера. СКР возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц).
Глава МЧС России Владимир Пучков на заседании правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям заявил, что спасательная операция с привлечением всех сил в Охотском море продолжится и с наступлением ночи, а зона поисков в районе крушения траулера «Дальний Восток» должна быть расширена. «Несмотря на то, что наступает ночь (на Дальнем Востоке,— "Ъ"), полномасштабную спасательную операцию мы продолжаем с привлечением всех сил»,— подчеркнул министр.
«Я попрошу дополнительно привлечь авиацию МЧС России и расширить круг поиска. Там, где обнаружены элементы судна, осуществляйте усиленный контроль за каждым объектом»,— отметил господин Пучков. Он добавил, что на месте работают 26 судов, и все они имеют мощное осветительное оборудование; в поисках также задействованы вертолеты. В общей сложности к поисково-спасательной операции привлечены 32 единицы техники, в том числе воздушные суда различного назначения.
Глава Дальневосточного регионального центра МЧС России Александр Соловьев уточнил, что площадь поиска членов экипажа затонувшего траулера составляет 8,5 тыс. кв. км. В спасательной операции задействовано около 1,7 тыс. человек. На месте спасательные работы координирует экипаж большого автономного траулера морозильного типа (БАТМ) «Иван Калинин». Как сообщили в компании «Магеллан», которой принадлежит затонувший «Дальний Восток», с Сахалина в район бедствия вышли траулер «Андромеда» и плавбаза «Всеволод Сибирцев» для транспортировки спасенных и погибших людей.
«Двадцать шесть рыболовецких судов – все, кто оказался поблизости места трагедии — будут всю ночь продолжать искать людей, совсем недавно обнаружено тела еще двух человек. Таким образом, на эти минуты (21:30 хбр) поднято всего 119 человек, из них 63 живых и 56 погибших. Работы продолжаются. С рассветом подключится авиация — Ми-8 МЧС РФ будет собирать с кораблей пострадавших в тяжелом состоянии и по необходимости отправлять в Магадан, так как корабль будет идти трое суток»,— сообщил «Ъ» руководитель пресс-службы ДВРЦ МЧС РФ Сергей Викторов.
Ранее начальник морского координационно-спасательного подцентра ФГУ «Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский» Артур Ретц заявлял “Ъ”, что поисковая операция приостановлена в связи с наступлением темного времени суток и возобновится в пятницу с рассветом. В комментарии ТАСС он уточнил, что поиски не будут свернуты совсем, потому что во время стоянки судов ночью акватория также будет просматриваться. «Из-за наступления темного времени суток капитаном-координатором с судна "Млечный путь", находящегося в зоне бедствия, принято решение приостановить активные поиски погибших и выживших членов экипажа БАТМ "Дальний Восток",— сказал господин Ретц ТАСС.— Активные поиски продолжатся в 7:00 местного времени 3 апреля (22:00 мск)».
На данный момент число жертв кораблекрушения в Охотском море достигло 56. Из 132 членов экипажа затонувшего БАТМ «Дальний Восток» выжили 63 человека. О судьбе еще 13 членов экипажа, в том числе капитана траулера Александра Притоцкого, ничего не известно. Практически все спасенные получили переохлаждение. По словам Владимира Пучкова, для отправки пострадавших при кораблекрушении в специализированные лечебные учреждения России — при наличии соответствующих медицинских показаний — приводится в полную готовность специальная авиация МЧС. На данный момент все 63 выживших члена экипажа траулера «Дальний Восток» эвакуированы на борт сахалинского судна «Андромеда». «63 выживших эвакуированы с судов, поднявших их из воды, на борт “Андромеды”. Начат подъем на борт судна тел погибших. На данный момент передано 38 тел из 56» — сообщил представитель главного управления МЧС по Камчатскому краю.
Выжить в ледяной воде людям удалось благодаря тому, что весь экипаж, по данным МЧС, был в гидрокостюмах. Своим спасением 63 члена экипажа также обязаны экипажам почти 30 рыболовецких судов, находившихся в этом районе на промысле минтая. Моряки оперативно начали искать людей в воде и поднимать их на борт своих судов.
По данным МЧС, в составе экипажа «Дальнего Востока» были 38 жителей Приморского края, 32 — Сахалинской области, 2 — Камчатского края, 2 — Ставропольского края, 1 — Архангельской области, 1 — Нижегородской области, 1 — Калининградской области и 3 — Республики Крым. Также известно, что в составе экипажа были 54 иностранца — граждане Латвии, Украины, Азербайджана, Мьянмы и Республики Вануату.
Как заявил журналистам замглавы Росрыболовства Василий Соколов, квалифицированный экипаж траулера «Дальний Восток» состоял из россиян, а иностранцы были переработчиками. «76 человек из 132 были россияне. Иностранцы там были — литовцы, два специалиста, которых брали из Литвы, где оно (судно,— "Ъ") покупалось, были переработчики — дешевая сила, не плавсостав, не квалифицированный экипаж, а квалифицированный экипаж и плавсостав были россияне»,— сообщил господин Соколов.
МЧС РФ опубликовало поименный список членов экипажа затонувшего БАТМ «Дальний Восток» и открыло «горячую линию» в связи с катастрофой траулера: 8-800-775-17-17.
Как ранее сообщал “Ъ”, трагедия произошла сегодня около восьми часов утра по местному времени (около 23:00 1 апреля мск) в Охотском море: южнее залива Шелихова, в 330 км западнее прибрежного камчатского поселка Крутогоровское. По словам выживших членов экипажа «Дальнего Востока», судно сначала резко накренилось на корму, а потом ушло под воду носом вверх. По данным спасцентра, траулер полностью затонул в течение 15 минут, не успев подать сигнал SOS.
По факту крушения траулера СКР возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц), сообщила представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Оксана Полшакова. Следователи производят изъятие документов у компании-судовладельца «Дальнего Востока». «Возбуждено дело. Сейчас следователи производят изъятие документов о техническом состоянии судна, документов на право выхода судна в рейс и других. Планируется провести опрос членов экипажа. Когда их доставят в больницу, следователи, смотря по ситуации и состоянию спасенных, поговорят с ними»,— сказала госпожа Полшакова.
«Расследование уголовного дела по факту затопления траулера “Дальний Восток” взято на контроль руководством Следственного комитета России»,— сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин. Уголовное дело передано на расследование в ГСУ СКР.
Сперва основной причиной затопления траулера в Охотском море называлось разрушение льдом корпуса судна. Но позднее зампредседателя правительства Камчатского края Сергей Хабаров заявил ТАСС, что вероятная причина катастрофы — нарушения правил проведения промысла. «По предварительной информации, кораблекрушение произошло во время работ по выборке 100-тонного невода»,— сообщил господин Хабаров. Схожую версию кораблекрушения представил «Интерфаксу» представитель ГУ МЧС России по региону: «По предварительным данным, экипаж траулера нарушил правила ведения промысла. Судно, на котором было мало запасов топлива, подняло трал весом около 80 т, а второй опустило. В условиях волнения моря судно “поймало крен” и начало тонуть».
Заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов сообщил «РИА Новости», что перегруза на траулере «Дальний Восток» не было. «Там не было перегруза, (траулер,— "Ъ") поднял трал на борт,— подчеркнул господин Соколов.— Сейчас можно гадать что угодно. Есть версия, но это должно показать следствие».
Глава МЧС России Владимир Пучков также призвал воздержаться от преждевременных выводов. По его словам, рассматриваются более 10 версий крушения траулера. «Предварительные причины сейчас рассматриваются все, их больше 10. Работает комплексная комиссия, только после официального расследования и обстоятельств дела будет выдано официальное заключение. Пока какие-то версии можно рассматривать, но говорить о них более серьезно нецелесообразно»,— заявил господин Пучков.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин поручил главе МЧС Владимиру Пучкову, а также главам Магаданской и Сахалинской областей — Владимиру Печеному и Олегу Кожемяко — создать все условия для оказания помощи пострадавшим при кораблекрушении. «Президент в оперативном режиме с момента получения первых новостей информируется о ходе поисковой и спасательной операции. В целом, президент констатирует слаженную работу тех министерств и ведомств во главе с МЧС, которые задействованы в поисковых и спасательных работах»,— сообщил господин Песков.
Известно, что БАТМ «Дальний Восток» 1989 года постройки приписан к сахалинскому порту Невельск (судовладелец ООО «Магеллан»). Траулер был приобретен сахалинской компанией в конце прошлого года в Латвии и свое новое имя обрел в декабре.
БАТМ работал на охотоморской минтаевой экспедиции, в его трюмах было порядка 1 тыс. тонн готовой рыбопродукции. Сегодня вечером, 2 апреля, он должен был пойти на перегруз.
Управляющий партнер юридической группы «Яковлев и партнеры» Андрей Яковлев в эфире “Ъ FM”: «Еще свежи в памяти детали расследования гибели "Булгарии" на Волге, поэтому, конечно, следствием будут отрабатываться несколько версий. Будет проверяться, было ли судно исправно, соответствовало ли оно требованиям корабельного регистра, устранялись ли все недостатки, которые обычно выявляются при инспекции регистром собственниками и капитаном. Если судно было исправно, не было злоупотреблений при разрешении его эксплуатации корабельным регистром, то, видимо, говорить об ответственности собственников нет оснований. Но, может быть, они давали какие-то обязательные для исполнения капитаном команды. Хотя мне трудно предположить, чтобы здравомыслящий капитан мог исполнить какую-то команду, которая бы угрожала жизни корабля и экипажа». Читайте подробнее