"Падение доходов от экспорта нефти вызвало ряд бюджетных проблем"
За первые два месяца года доходы России от экспорта нефти упали на 40% — до $15 млрд. Такие данные приводит Федеральная таможенная служба. Физические объемы экспорта нефти в январе-феврале выросли в годовом выражении на 16,5%. Начальник аналитического департамента управляющей компании "Русский стандарт" Сергей Суверов ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой.
Экспорт пшеницы увеличился в денежном выражении более чем в полтора раза, меди — в три раза, алюминия — на 42%, калийных удобрений — на 38%.
— Как вы считаете, насколько это критическое падение — 40% по сравнению с 2014 годом?
— Я думаю, что это достаточно сильное падение. Оно уже вызвало ряд бюджетных проблем, в частности увеличился дефицит бюджета, сократились бюджетные расходы, и есть необходимость в средствах Резервного фонда. Кроме того, увеличился уровень бедности и безработицы, это достаточно сильное падение, но все-таки, как показывает практика, это не является слишком уж масштабной ситуацией для Российской Федерации.
— Но это же в результате совокупности факторов, какова доля во всей этой истории именно нефтяных цен, проблем с нефтью?
— Дефицит бюджета вырос, прежде всего, из-за снижения нефтяных цен. Хотя, как мы видим, в последнее время нефть укрепилась, и рубль тоже укрепился, это, скорее, был эффект первого квартала, во втором квартале ситуация стабилизируется.
— А что будет с нефтью? Сообщения на 8 апреля: на 1% снижается Brent, и такое снижение происходит уже несколько дней из-за того, что новости из Саудовской Аравии приходят, у них там рекордные добычи. Что будет в ближайшее время, как вы думаете?
— Нефть находится под давлением, был период быстрого восстановления нефтяных цен, это было в 1999 и 2009 годах, но тогда сильно росла экономика Китая, и Китай являлся драйвером прироста нефтяных цен. Сейчас Китай замедляется, мировая экономика тоже находится в состоянии стагнации, находится в состоянии профицита предложения над спросом. Думаю, что нефть все-таки может некоторую поддержку получить от сокращения инвестиционных программ нефтяников, но факторы давления на нефтяные цены преобладают.
— Сейчас много говорят о том, что благодаря таким низким ценам на нефть в России вдруг запустится производство, и удастся компенсировать все эти потери, Эксперты приводят данные о том, что увеличились доходы от экспорта меди, алюминия, калийных удобрений, насколько, вы думаете, реально такое замещение?
— Я думаю, что это частично реально из-за процессов девальвации рубля и импортозамещения, но я все-таки думаю, что все основные ниши в международном разделении труда уже заняты, и России достаточно трудно найти новое место. Также для этого потребуются достаточно большие инвестиции, а сейчас с инвестициями не очень хорошо. Но все-таки разбавить сырьевую специализацию возможно, это возможно будет из-за технологического сектора — в России достаточно много программистов, математиков, компьютерщиков, и Россия может занять в этой нише свою долю. Также перспектива хорошая у сельскохозяйственного сектора, в России очень много сельскохозяйственных земель, не все еще используются эффективно, но есть определенные предпосылки для роста.
— 40-процентное падение нефтяных доходов это вряд ли покроет?
— Я думаю, да, конечно, это вряд ли покроет.