Проездной балет

Татьяна Кузнецова о фестивале Dance Open в Санкт-Петербурге

С 21 по 27 апреля в Санкт-Петербурге пройдет XIV Dance Open — фестиваль, успешно переросший свои первоначальные просветительско-развлекательные задачи. Несмотря на кризисный год, его программа куда мощнее, чем, например, у прошедшего фестиваля "Мариинский": помимо традиционных мастер-классов для балетных детей из разных стран, она включает выступления Национального балета Нидерландов, Большого театра России и — впервые в нашей стране — Венского государственного балета. Завершится Dance Open международным гала, причем отнюдь не консервативной направленности. Жертвой финансового кризиса пала лишь раздача хрустальных ножек Анны Павловой в Мраморном зале Этнографического музея, слегка комичная в своей торжественности. Weekend изучил программу фестиваля

«Back To Bach»
Национальный балет Нидерландов

«Фантазия», хореограф Ханс ван Манен

Фото: Angela Sterling

Одна из самых уважаемых и интеллигентных европейских трупп объединила свое прошлое, настоящее и, возможно, будущее: пять хореографов, семь работ. Главный из представленных балетмейстеров — голландский живой классик Ханс ван Манен — стал в Петербурге почти своим. Полный вечер его балетов идет в Мариинском театре, однако петербуржцы исполняют их стерильно до занудства. Надо надеяться, голландцы покажут, какие черти водятся в прозрачном омуте работ ван Манена. Тед Брандсен, нынешний руководитель труппы, выделил скромные семь минут для показа своего минималистского опуса "Replay" на музыку Филипа Гласса. Постоянный автор труппы Кшиштоф Пастор и Кристофер Уилдон, баловень США и Великобритании, отвечают за мейнстрим, а молодой немец Марко Гекке — за актуальность. Его сольный номер "Affi" по композициям Джонни Кэша, поставленный почти десять лет назад, стал квинтэссенцией авторского манифеста — максимальная экспрессия при максимальной скупости перемещений. Это и поныне действует безотказно.

Александринский театр, 21 апреля, 19.00


«Укрощение строптивой»
Большой театр

«Укрощение строптивой», хореограф Жан-Кристоф Майо

Фото: Михаил Логвинов, Коммерсантъ

Прошлогодняя премьера Большого и семикратный номинант "Золотой маски" — плод разделенной любви московской труппы и Жан-Кристофа Майо, худрука Балета Монте-Карло. Счастливое чувство юношеской влюбленности пронизывает весь этот стремительный и легкий до легкомыслия спектакль, пенящийся блистательными актерскими работами и приструненный французским изяществом сценографии. Наструганная отовсюду (вплоть до оперетты "Москва, Черемушки") музыка Шостаковича временами ввергает в оторопь: французский хореограф применяет ее в очень уж неожиданных контекстах. Словом, главный театр страны порезвился на славу — и теперь приглашает к веселью Петербург.

Александринский театр, 24 и 25 апреля, 19.00


«Сумерки», «Игры ветра», «Обратный отсчет»
Венский государственный балет

«Обратный отсчет», хореограф Наталия Хоречна

Фото: Sawai Sosnovschi

Венский балет, один из старейших в мире, никогда не приезжал в Россию. Честно говоря, не очень-то его и ждали: в двадцатом веке его сильно поприжала опера. Интерес к венцам вспыхнул лет пять назад, когда к ним пришел Манюэль Легри, ярчайшая звезда Парижской оперы и прирожденный лидер, не без оснований надеявшийся возглавить со временем родную труппу. Не случилось. И вот теперь он старается превратить балетную провинцию в столичную штучку. "В Тулу со своим самоваром" — то есть в Петербург с классическим балетом — мудрый Легри, конечно, не едет. Венский балет покажет трех современных авторов, прошедших танцевальные университеты гениев ХХ века. Из этой тройки нам известен разве что суматошно-темпераментный Патрик Де Бана ("Игры ветра"), бывший премьер труппы Бежара и Начо Дуато. Хелен Пикетт, автор "Сумерек", выросла во Франкфуртском балете Уильяма Форсайта, но, похоже, влияние руководителя ее не подавило: по уверениям прессы, она не занимается деконструкцией, а ставит балеты "изумительной красоты". Экс-солистка килиановского NDT Наталия Хоречна, автор "Обратного отсчета", стала хореографом всего три года назад, но уже собрала ворох премий и славословий. Особо отмечают ее умение рассказывать танцем человеческие истории. "Все, что понял про балет Григорович и что использовал Ноймайер, теперь живет в ее творчестве" — пишут о ней восторженные венцы. Если не перехваливают, то это как раз то, что нужно российским зрителям, обожающим попереживать. Даже на балете.

БДТ им. Г. А. Товстоногова, 25 апреля, 19.00


Вся лента