Правила игры
реструктурирует корреспондент отдела финансов Юлия Локшина
Программа помощи ипотечным заемщикам — обязательный пункт любой российской антикризисной программы. В прошлый кризис подобная программа была разработана и утверждена за считаные недели в декабре 2008 года. Причем еще и в трех вариантах. Тем загадочнее ситуация с новой программой, которую разрабатывают с прошлого декабря. Совещания в Минфине, Минстрое, Минэкономики, ЦБ и АИЖК проходят едва ли не ежедневно. Банки постоянно получают письма с обновляемыми параметрами. Критерии допуска заемщиков в программу обсуждаются, критикуются, дорабатываются и снова выносятся на обсуждение. А окончательной версии документа так и нет.
Все заинтересованные в программе стороны демонстрируют разительное несовпадение интересов. Валютные заемщики хотят вернуть свои платежи к курсу доллара октября 2014 года, о котором сегодня помнит только сайт ЦБ. И никакие другие меры поддержки не спасут граждан с рублевыми зарплатами, набравших ипотечных кредитов в долларах и франках. Рублевых заемщиков курсы не волнуют, зато они хотят, чтобы их пускали в программу на основании упавших доходов. В госструктурах озабочены тем, как не распространить меры поддержки на богатых. В банках хотели бы, чтобы все их проблемы взяло на баланс АИЖК. АИЖК вообще занято реструктуризацией самого себя. И никто не вспомнил, что дедлайн по антикризисным предложениям был 27 февраля.
Вместо сорванного дедлайна всегда можно установить новый. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил подготовить согласованный проект помощи ипотечным заемщикам к 10 апреля. Однако пока ничто не предвещает соблюдения и этого срока. Еще недавно обсуждалось, что право на реструктуризацию кредитов смогут получить заемщики не только социально незащищенных категорий, а норма "единственное жилье" будет заменена на "единственный ипотечный кредит". В последней версии документа эти положения так и не появились, что может расстроить заемщиков. Зато исчезла сумма 120 тыс. руб., в пределах которой планировалось осуществлять софинансирование платежа заемщика в течение года. А эта цифра представляла особый интерес уже для банков. Ведь в отличие от программы 2008 года, когда средства поддержки выдавались в виде кредитов, сейчас рассматривается вариант безвозмездной помощи. И по слухам, в банках не исключают возможности заработать на выделяемых государством деньгах. Так, крупнейшие кредиторы настояли на исключении из правил реструктуризации запрета на взимание пеней, штрафов и комиссий. А рост комиссионных доходов для банков в этом году весьма важен — в отсутствие всех остальных.
Ну что ж, по крайней мере один урок из прошлого кризиса явно вынесен: все стороны, заинтересованные в какой-либо антикризисной программе, научились до последнего отстаивать свои интересы. Ипотечному кредитованию это вряд ли поможет, но кому это важно?