«США заперли меня в стране, с которой у них, мягко говоря, не лучшие отношения»

В Москве показали документальный фильм об Эдварде Сноудене

13 апреля в Москве прошел закрытый показ документального фильма «Терминал F». В главных ролях — беглый экс-сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден, создатель сайта разоблачений WikiLeaks Джулиан Ассанж и бывший директор ЦРУ и АНБ Майкл Хейден. В центре истории, рассказанной немецким журналистом Йоном Гецем и датским кинодокументалистом Поулем-Эриком Хайльбутом,— герой-идеалист, в одиночку выступивший против американской системы тотальной слежки и сумевший избежать наказания, получив временное убежище в России. Другая идея режиссеров и самого Эдварда Сноудена состоит в том, что его пребывание в России, с одной стороны, не было запланировано, с другой — стало вынужденным.

Эдвард Сноуден

Фото: Reuters

Документальный фильм «Терминал F», показ которого был организован телеканалом RT, рассказывает историю бывшего аналитика АНБ и ЦРУ США с того момента, когда он, покинув США с секретными документами, начал организовывать первые встречи с британскими журналистами в Гонконге, до предоставления ему временного убежища в России. В первые дни пребывания в Гонконге, по словам общавшихся с Эдвардом Сноуденом, «было ощущение, что у него развилась клиническая паранойя». Нервозность экс-сотрудника американских спецслужб после его побега из США в фильме объясняет Джулиан Ассанж (WikiLeaks сыграла ключевую роль в организации перелета Эдварда Сноудена в Москву), который сам уже более двух лет скрывается от американских властей в посольстве Эквадора в Лондоне: на поимку Эдварда Сноудена в тот момент были брошены все силы, которыми располагают США.

То, что Эдвард Сноуден, до сих пор на свободе,— результат не просто череды случайностей, но ряда досадных просчетов американских спецслужб. Эту мысль постарались донести до своей аудитории создатели фильма. Так, ошибка, допущенная американскими властями в имени беглеца при аннулировании его паспорта, позволила ему беспрепятственно покинуть Гонконг: вместо Эдварда Джозефа Сноудена был указан Эдвард Джеймс. Кроме того, китайские власти явно не спешили оказывать помощь США в его задержании. Это признал единственный представитель американских спецслужб, согласившийся побеседовать с создателями «Терминала F»: бывший директор ЦРУ и АНБ Майкл Хейден, лично участвовавший в событиях, назвал историю с именем «выдуманным предлогом» со стороны китайских властей.

Второй просчет американских властей — решение о проверке самолета боливийского президента Эво Моралеса, который был насильно посажен в Вене из-за подозрений в том, что Эдвард Сноуден скрывался на его борту. По мнению авторов фильма, это стало одним из главных аргументов для российских властей, когда они разрешили беглецу в августе 2013 года покинуть терминал F аэропорта Шереметьево, где он фактически был заперт в течение месяца, и получить временное убежище.

«Когда был посажен самолет, это было подобно моменту истины, обнажившему реальные отношения между Европой и США. Ни одна европейская страна не смогла заявить в ответ на требования американцев: мы независимое государство, у нас своя политика»,— прокомментировал вчера во время обсуждения фильма этот эпизод и «независимую позицию России» господин Хайльбут.

По словам Джулиана Ассанжа, экс-аналитик американских спецслужб, несмотря на его советы, изначально не хотел оставаться в России, однако был вынужден сделать это, так как США к моменту его приземления в Шереметьево уже аннулировали его паспорт. «США решили запереть меня в стране, с которой у них, мягко говоря, не лучшие отношения. Я этим озадачен»,— со смехом комментирует ситуацию в фильме сам Эдвард Сноуден.

Вместе с тем его позиция не совпадает с версией побега Эдварда Сноудена из Гонконга, изложенной “Ъ” со ссылкой на источник в его окружении и позже подтвержденной Владимиром Путиным. Йон Гец вчера в беседе с “Ъ” также опроверг, что Эдвард Сноуден обращался в российскую дипмиссию в Гонконге. «Мы много времени потратили на проверку этой версии и пришли к выводу, что это не так. Возможно, произошла какая-то путаница,— заявил “Ъ” господин Гец.— Вероятно, потому, что Сара (советник WikiLeaks по правовым вопросам Сара Хэррисон, которая помогала Эдварду Сноудену выехать из Гонконга в Москву.— “Ъ”) перед вылетом писала письма в разные посольства, чтобы запутать американские власти и не дать напасть на след. Это единственное объяснение, которое я вижу».

О жизни Эдварда Сноудена в России Йон Гец умолчал — как в личном общении, так и в своем фильме. Сам беглый аналитик ЦРУ и АНБ, выступая по телемосту на слушаниях в ПАСЕ в прошлом году, дал понять, что хотел бы переехать в Европу. О нежелании Эдварда Сноудена ассоциироваться с Москвой, сохраняя имидж «независимого борца за общественные интересы», по мнению собеседников “Ъ”, знакомых с ситуацией, говорит и его публичное признание в отказе сотрудничать с российскими спецслужбами.

Мария Ефимова


Как Эдвард Сноуден дошел до второй стадии

Глобальная слежка в интернете, осуществляемая спецслужбами США, была лишь начальной стадией американской военной киберстратегии. Следующей фазой являются разработка и внедрение вредоносных программ, позволяющих вывести из строя объекты критически важной инфраструктуры противника, включая банковскую систему, электро- и водоснабжение, заводы и аэропорты. Это следует из новой партии сенсационных материалов, предоставленных Эдвардом Сноуденом в январе этого года. Читайте подробнее

Как США пытаются вернуть Эдварда Сноудена

Белый дом может разрешить Эдварду Сноудену вернуться в США, если бывший сотрудник АНБ и ЦРУ возьмет на себя ответственность за разглашение совершенно секретных сведений и согласится предстать перед судом. В Вашингтоне дают понять, что о полной амнистии речь не идет, а условия возможной сделки власти готовы обсуждать с адвокатами беглого программиста. Читайте подробнее

Вся лента