Атака клонов
Что принесет России Шанхайский автосалон
Открывающийся на этой неделе Шанхайский автосалон показал, что китайцы активно учатся делать машины с нуля, хотя без заимствований по-прежнему не обходится. Налицо и явно позитивный тренд: местные премиум-бренды уже способны конкурировать с корейскими и японскими машинами по дизайну, качеству применяемых материалов и сборке. Некоторых из них вскоре появятся и на российских дорогах. С подробностями из Шанхая — корреспондент “Ъ” ИВАН БУРАНОВ.
Стенд компании Mercedes-Benz
Фото: Reuters / Carlos Barria
Jianging Motor Corporation на 49% принадлежит американскому концерну Ford
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Один из представленных в Шанхае концептов — внедорожник JMC Tiger
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Все 17 кроссоверов Haval будут отныне поделены на красные и синие модели. Первые — для ценителей роскоши, вторые — для молодежи
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Полноразмерный внедорожик Haval H9 в ближайшее время начнет продаваться в России. Точные цены еще неизвестны, но вероятнее всего он станет самым дорогим китайским автомобилем, из продающихся в РФ
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Haval (люксовое подразделение Great Wall) представил два новых концепта — роскошный, агрессивный ConceptB и небольшой, доступный ConceptR (на фото)
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Saic iG5
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Один из самых дорогих лимузинов, стоимостью более $800 тыс. — китайский Red Flag L5. Недавно появилась информация, что несколько таких лимузов примут участие в военном параде 9 мая в Минске
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Saic MG6
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Red Flag — люксовое подразделение компании Faw. В Шанхае бренд показал новый бизнес-седан H7 весьма высокого качества сборки, по крайней мере, по сравнению с остальными китайцами и корейцами того же класса
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Салон H7 отделан натуральной белой кожей
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Chery, один из лидеров российского рынка по продаже машин из Китая, представил новый семейный универсал Arrizo M7
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Автомобили Volkswagen
Фото: Reuters / Aly Song
Еще одна «фишка» Chery Arrizo M7 — расположенная по центру приборная панель. Подобные эксперименты над водителями раньше уже проводили другие производители (например, Citroen), и далеко не всем это нравилось
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Главная его особенность — фантастический объем багажника в 2240 л. (588 л. при сложенных сиденьях)
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Некоторые модели бренда GAC вполне могут конкурировать с недорогими корейскими и японскими одноклассниками. В Шанхае компания показала концепт GAC GA8
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Иногда компании копируют или имитируют уже существующие логотипы
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Футуристический беспилотный Mercedes-Benz F015
Фото: Reuters / Aly Song
Автомобиль китайской марки JAC
Фото: Reuters / Carlos Barria
Экстремальная, доработанная в тюнинг-ателье версия Foton Tunland
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Стенд автомобилей Haval
Фото: Reuters / Aly Song
Китайская компания Baic применила необычные дизайнерские решения в дизайне внедорожников BJ40, BJ20 и Savanna. По крайней мере, откровенно страшными эти машины точно не назовешь
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Беспилотный электрокар Chevrolet FNR — еще один футуристичный концепт салона
Фото: Reuters / Aly Song
Lifan 820
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Baic D80
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Концепт от JMC — среднеразмерный кроссовер S330 с довольно агрессивной внешностью. Главная его особенность — двери, открывающиеся в разные стороны
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Brilliance продемонстрировал новый компактный кроссовер V3. Его старший брат V5 уже больше года продается в России. Во время тест-драйва Ъ выяснилось, что при пробеге 15 тыс. км эти китайцы начинают ржаветь. V3 выгодно отличается от собрата салоном и внешностью, возможно и проблем с кузовом у него не будет
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Haimai S5
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Faw X80
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Китайские автопроизводители частенько копируют внешний облик у одной известной модели, а запоминающееся название — у другой
На фото — Lifan X70
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Toyota Mirai
Фото: Reuters / Aly Song
На выставке довольно много машин с внушительными зазорами между кузовными деталями. У некоторых они настолько большие, что складывается впечатление, будто открыт багажник или дверь
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
HawTai T9
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Baic BJ80C
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Hawtai Santa Fe — лицензионная копия одноименного кроссовера от Hyundai. Слегка видоизменная модель называется уже C9
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Стенд компании Mercedes-Benz
Фото: Reuters / Carlos Barria
Jianging Motor Corporation на 49% принадлежит американскому концерну Ford
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Один из представленных в Шанхае концептов — внедорожник JMC Tiger
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Все 17 кроссоверов Haval будут отныне поделены на красные и синие модели. Первые — для ценителей роскоши, вторые — для молодежи
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Полноразмерный внедорожик Haval H9 в ближайшее время начнет продаваться в России. Точные цены еще неизвестны, но вероятнее всего он станет самым дорогим китайским автомобилем, из продающихся в РФ
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Haval (люксовое подразделение Great Wall) представил два новых концепта — роскошный, агрессивный ConceptB и небольшой, доступный ConceptR (на фото)
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Saic iG5
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Один из самых дорогих лимузинов, стоимостью более $800 тыс. — китайский Red Flag L5. Недавно появилась информация, что несколько таких лимузов примут участие в военном параде 9 мая в Минске
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Saic MG6
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Red Flag — люксовое подразделение компании Faw. В Шанхае бренд показал новый бизнес-седан H7 весьма высокого качества сборки, по крайней мере, по сравнению с остальными китайцами и корейцами того же класса
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Салон H7 отделан натуральной белой кожей
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Chery, один из лидеров российского рынка по продаже машин из Китая, представил новый семейный универсал Arrizo M7
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Автомобили Volkswagen
Фото: Reuters / Aly Song
Еще одна «фишка» Chery Arrizo M7 — расположенная по центру приборная панель. Подобные эксперименты над водителями раньше уже проводили другие производители (например, Citroen), и далеко не всем это нравилось
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Главная его особенность — фантастический объем багажника в 2240 л. (588 л. при сложенных сиденьях)
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Некоторые модели бренда GAC вполне могут конкурировать с недорогими корейскими и японскими одноклассниками. В Шанхае компания показала концепт GAC GA8
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Иногда компании копируют или имитируют уже существующие логотипы
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Футуристический беспилотный Mercedes-Benz F015
Фото: Reuters / Aly Song
Автомобиль китайской марки JAC
Фото: Reuters / Carlos Barria
Экстремальная, доработанная в тюнинг-ателье версия Foton Tunland
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Стенд автомобилей Haval
Фото: Reuters / Aly Song
Китайская компания Baic применила необычные дизайнерские решения в дизайне внедорожников BJ40, BJ20 и Savanna. По крайней мере, откровенно страшными эти машины точно не назовешь
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Беспилотный электрокар Chevrolet FNR — еще один футуристичный концепт салона
Фото: Reuters / Aly Song
Lifan 820
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Baic D80
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Концепт от JMC — среднеразмерный кроссовер S330 с довольно агрессивной внешностью. Главная его особенность — двери, открывающиеся в разные стороны
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Brilliance продемонстрировал новый компактный кроссовер V3. Его старший брат V5 уже больше года продается в России. Во время тест-драйва Ъ выяснилось, что при пробеге 15 тыс. км эти китайцы начинают ржаветь. V3 выгодно отличается от собрата салоном и внешностью, возможно и проблем с кузовом у него не будет
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Haimai S5
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Faw X80
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Китайские автопроизводители частенько копируют внешний облик у одной известной модели, а запоминающееся название — у другой
На фото — Lifan X70
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Toyota Mirai
Фото: Reuters / Aly Song
На выставке довольно много машин с внушительными зазорами между кузовными деталями. У некоторых они настолько большие, что складывается впечатление, будто открыт багажник или дверь
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
HawTai T9
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Baic BJ80C
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Hawtai Santa Fe — лицензионная копия одноименного кроссовера от Hyundai. Слегка видоизменная модель называется уже C9
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Иван Буранов / купить фото
Шанхайский автосалон, открывающийся на этой неделе для посетителей (в понедельник и вторник туда пускали только журналистов), интересен по нескольким причинам. Во-первых, укрепившиеся в последнее время российско-китайские отношения приведут к тому, что доля автомобильных компаний из Поднебесной на российском авторынке будет увеличиваться. Пока она, конечно, не слишком велика (около 3%, по данным агентства «Автостат»). Тем не менее Great Wall уже строит завод в Тульской области (запуск ожидается в 2017 году), несколько компаний — собираются строить. Автомобили марок Geely, Great Wall, Lifan и еще нескольких брендов уже давно присутствуют на российском рынке. За 2014 год в РФ было продано более полумиллиона китайских машин.
Во-вторых, любопытно наблюдать за тем, как меняется подход китайских компаний к производству автомобилей. Если 4–5 лет назад это были сплошные клоны из низкокачественных материалов, что сейчас не все так однозначно. Да, бюджетные модели этим всем этим до сих пор грешат. Сплошь и рядом огромные зазоры между кузовными деталями, люфт кнопок-ручек, неприятный запах кожаной обивки, деревянный и дешевый пластик в салоне. Более или менее приемлемый вариант — это новый Cherry Arrizo в кузове универсал (напоминает бюджетных «корейцев» середины 2000-х) и еще пару моделей, но это скорее исключение из правил.
А вот китайский премиум постепенно избавляется от вредных привычек. Взять, к примеру, Red Flag (Hongqi, люксовое подразделение FAW). Новейший бизнес седан Н7 — вполне достойный оппонент представителю семейства Hyundai или даже Toyota Camry в базовой комплектации. Двери налиты солидной тяжестью, руль приятен на ощупь, посторонних запахов нет (ну или почти нет). На стенде Haval (премиум Great Wall, этакие китайские «Лексусы») — 17 видов кроссоверов на любой вкус и цвет, дизайн которых разрабатывали немцы. Часть из них вскоре появится на российском рынке — китайцы обещали запустить продажи еще в конце 2014 года, но из-за экономического кризиса планы пришлось отложить. Самый симпатичный — компактный Haval H2, который будет стоить около 1 млн руб. (из-за колебаний курса цены еще не утверждены). Полноразмерный H8 в Китае стоит от 250 тыс. юаней, что более 2 млн руб. в РФ. Исполинских размеров H9, можно предположить, будет вообще самым дорогим китайским автомобилем на российском рынке. Глава Great Wall Ван Фен Инг говорит, что Haval в России будет конкурировать не с другими китайцами, а с корейцами и японцами, тем более что после строительства завода Great Wall цены наверняка снизятся. Готовы ли россияне расставаться с внушительными суммами, чтобы купить «китайца» премиум-класса, покажет практика.
Конечно, найти удачное сочетание получается далеко не всем компаниям. Часть китайских производителей искреннее уверена (судя по их машинам), что премиум от бюджетной машины отличается количеством электроники, размером, кожей и блестящими деталями. Возможно, что это характерный подход национальных брендов, но в России он едва ли применим. Вспомнить хотя бы пикапы Deer и Hover — их популярность в РФ объяснялась прежде всего тем, что покупатель получал много автомобиля за небольшие деньги, а не за счет нагромождения опций.
Все это тем более странно, с учетом того, что на дорогах того же Шанхая автомобилей европейских марок гораздо больше, чем местных брендов. Во время выставки стенды западных производителей (BMW, Audi, Mercedes) собрали толпы китайских журналистов, в то время как остальные порой пустовали. Выходит, что сами китайцы понимают, на кого надо равняться и у кого надо учиться, но почему-то этого не делают на практике.
Что касается проблемы клонирования, то китайские компании, судя по экспозиции, теперь стараются комбинировать элементы разных уже существующих моделей, но целиком машины уже не срисовывают, как несколько лет назад. Иногда получается удачно, иногда не очень. Взять тот же Lifan 820: передняя часть от Audi, корма от Toyota, вышло грубовато, но вполне достойно (пока не заглянешь в салон). Red Flag H7 позаимствовал решетку радиатора и элементы оптики у Jaguar. Haval H9 местами напоминает Toyota Land Cruiser Prado, но это как раз тот случай, когда сходство можно простить и даже приветствовать.