Вечно в движении
Atmos от Jaeger-LeCoultre
Хорошо, когда у часовой марки есть такие часы, которые никто, кроме нее, не производил. Компании Jaeger-LeCoultre повезло — у нее таких моделей как минимум две. Это знаменитые наручные Reverso с переворачиваемым корпусом и настольные Atmos, работающие на основе принципа, который весьма напоминает так и не реализованные проекты вечных двигателей. Современные часовые марки пользуются нашей любовью к сложной механике, выполненной на уровне произведений искусства, а что может больше способствовать этой нашей любви, чем механические часы, которые хоть как-то, но все-таки превзошли предпринимавшиеся на протяжении веков многочисленные попытки изготовить вечный двигатель? Возможно, поэтому настольные Atmos — это успешные часы даже во времена, когда наблюдается явный упадок интереса к традиционной механике в интерьере.
Долгое время, практически с момента разработки парижским инженером Жан-Леоном Реттером конструкции движущегося под влиянием вариаций атмосферных температуры и давления часового механизма (первый вариант Atmos был изготовлен в 1927 году), предполагалось обращать все внимание потенциальных покупателей именно на техническую сторону дела. Что касается внешнего вида, исправно производившиеся фабрикой Jaeger-LeCoultre Atmos (в среднем выпускалось около десяти тысяч экземпляров в год) были, как правило, ориентированы на вкусы разнообразных клиентов — от консервативных до радикально настроенных. Первым предназначались классические Atmos, для вторых разрабатывались необычные экземпляры, которые образуют отдельную дизайнерскую линию в истории уникальных "вечных" часов. Среди ранних Atmos есть модели, выполненные в виде научного прибора, хранящегося под массивным стеклянным куполом (несколько лет назад эта модель была перевыпущена, она назвалась Atmos Reedition 1930), есть те, в которых явно заметно влияние модерна, например, часы в украшенном цветами хрустальном корпусе, а есть, разумеется, такие, которые сейчас выглядят как квинтэссенция модного тогда стиля ар-деко.
В поиске идей развития коллекции руководство Jaeger-LeCoultre нередко обращалось к сторонним специалистам, сегодня это стало своего рода традицией. Она родилась, по-видимому, после того, как в 1973 году за дизайн часов взялся известный серебряных дел мастер из Лондона Кристофер Лоуренс. Его Atmos с корпусами из цельного серебра выполнены в популярной в 1970-е среди ювелиров манере, характеризующейся использованием подчеркнуто природных фактур поверхности. Было изготовлено пять моделей, всего сто экземпляров — сейчас они редкие птицы на специализированных аукционах.
В 1987 году, к юбилею Atmos, которым в 1988-м исполнялось 60 лет, парижскому бюро Kohler+Rekow был заказан новый дизайн. Изготовили всего два экземпляра, которые сейчас хранятся в музейной коллекции Jaeger-LeCoultre, однако их использовали в работе над серией Atmos, отметивших приход третьего тысячелетия,— Atmos du Millenaire, представленной публике в 2000 году.
Годом раньше были выпущены часы Atmos Marqueterie "4 Seasons" с воспроизведенными французским мастером Жеромом Буттесоном в технике маркетри "Временами года" Альфонса Мухи. Так настольные Atmos породнились с наручными Reverso, для которых работы Мухи воспроизводились в технике эмалевой миниатюры.
Семь лет назад, когда в Jaeger-LeCoultre отмечали 80-летие Atmos, известный дизайнер Марк Ньюсон нарисовал хрустальные корпуса для Atmos 561, которые были изготовлены мастерами фирмы Baccarat, а на стеклянной панели часов Atmos Astronomique были выгравированы астрономические карты XVII века из атласа Harmonia Macrocosmica Андреаса Целлариуса. Стеклянная тема была продолжена два года назад в выпущенной в сотрудничестве с компанией Hermes серии часов Atmos Hermes, сферические корпуса для которых были изготовлены мастерами старейшей французской мануфактуры хрусталя Les Cristalleries de Saint-Louis.
Декоративные техники предлагают массу возможностей, и, похоже, в Jaeger-LeCoultre очень далеки от того, чтобы исчерпать все. Так, в этом году представлен новый вариант Atmos — часы Marqueterie Celeste, внешний корпус которых выполнен в технике соломенной мозаики. Сложный механизм часов оснащен циферблатом с 24-часовой индикацией, указателем месяца и прецизионным указателем фазы Луны (сутки расхождения накапливаются за 3861 год, и в случае почти вечных часов Atmos такой расчет не выглядит безосновательным). Детали деревянного корпуса, в отличие от прежних Atmos Marqueterie, не плоские, они обладают сложной формой, как будто собранной из множества пирамидальных элементов. Каждая грань тщательно выложена соломкой, покрытой синим лаком, особая фактура поверхности соломки — за то ее и ценят — создает впечатление, что корпус отсвечивает лунными бликами. Здесь уже вспоминается не Альфонс Муха, а Архип Куинджи.