Объявлена амнистия в честь 70-летия Победы

Предложенный президентом проект депутаты поправили не сильно

Госдума объявила амнистию, приуроченную к 70-летию Победы. Ее поддержали 442 депутата. Ко второму чтению проект президентской амнистии оказался расширен только за счет орденоносцев РФ и СССР и ликвидаторов катастрофы на химкомбинате «Маяк». Депутат от ЛДПР Сергей Иванов предложил коллегам не отдавать президенту право готовить амнистию: если бы проект писали депутаты, он получился бы шире.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Депутаты Госдумы поддержали президентский проект амнистии во втором чтении: за проект поправок, рекомендованных комитетом по уголовному законодательству к принятию, проголосовали 373 депутата, один парламентарий воздержался.

Как писал “Ъ” 23 апреля, ко второму чтению проект амнистии оказался расширен за счет граждан, получивших государственные награды СССР и РФ, и ликвидаторов аварии на химкомбинате «Маяк». Также депутаты уточнили, что амнистированы будут и те, чьи уголовные дела только переданы в суд (если при этом они совершили нетяжкое преступление). При этом акт гуманизма не будет распространен на женщин с несовершеннолетними детьми или детьми-инвалидами, если они совершили преступления в отношении несовершеннолетних. А в перечень статей, которые не подпадают под амнистию, добавили вандализм (ст. 214 УК РФ) и незаконное приобретение и сбыт взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222.1 УК РФ), нарушение правил ПДД, если это повлекло смерть двух и более человек (ст. 264 УК РФ), хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК РФ).

При этом палата отказалась поддержать предложения Дмитрия Гудкова («Справедливая Россия») и Юрия Синельщикова (КПРФ) расширить амнистию на ч. 1 ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти). Господин Гудков объяснил, что по этой статье, как правило, обвиняют молодых людей, которые, например, «схватили милиционера за одежду» или «вырвали дубинку» у омоновца. По тексту проекта, возмутился депутат, такие люди амнистированы не будут, в отличие от тех, кто «силой выбивал показания». Глава комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») объяснил, что амнистия не предполагается для тех, кто «совершил преступления против существующего государственного строя».

Также была отклонена поправка господина Гудкова, предлагающая амнистировать осужденных по ч. 1 ст. 212 (массовые беспорядки), которая также вменяется части фигурантов «болотного дела».

Не удалось бывшему справопроссу убедить коллег включить в перечень «исключений», то есть статей УК, на которые амнистия не распространяется, ст. 301 (незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), ст. 302 (принуждение к даче показаний), ст. 303 (фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности), ст. 305 (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта). По словам Дмитрия Гудкова, по этим статьям обвиняются «садисты, оборотни в погонах». По этим статьям амнистировать нельзя, так как из-за обвиняемых по этим статьям многие люди «страдают». Господин Крашенинников в ответ объяснил, что по ст. 302 предполагается наказание до восьми лет лишения свободы, ст. 303 — до семи лет, ст. 305 — до десяти лет, а значит, амнистия будет распространяться на них только в том случае, если судья назначит им срок меньше пяти лет лишения свободы. «Таких случаев очень мало, если они вообще есть»,— усомнился единоросс.

В итоговом третьем чтении проект об амнистии поддержали 442 парламентария. Правда, депутат от ЛДПР Сергей Иванов возмутился тем, что у «парламента убрали практически все полномочия». Президентский вариант амнистии, по его мнению, получился уже, чем тот, что вносила фракция ЛДПР (палата его не поддержала 22 апреля). «Мы сейчас спорим, освобождать или не освобождать человека, который украл мешок картошки, а тут королевы, которые живут в 11-комнатной камере и рисуют картины, они получают условный срок (подразумевается фигурантка по делу “Оборонсервиса” Евгения Васильева.— “Ъ”). В следующую амнистию к 75-летию Победы она будет амнистирована, и судимость у нее будет погашена»,— отметил господин Иванов. Он напомнил коллегам, что объявлять амнистию — это право Госдумы, а «право президента — помилование». «Давайте сделаем так, чтобы наше право никто не отнимал и амнистией занималась Госдума»,— резюмировал господин Иванов.

Директор Института прав человека Валентин Гефтер в эфире “Ъ FM”: «Правозащитники предлагали гораздо шире затронуть все категории, я уж не говорю про административную амнистию, которую предлагал председатель СПЧ, по отношению к тем, кто получал административные наказания. Даже только в уголовной амнистии предлагалось гораздо шире затронуть самые разные категории — не всех, кто получил срок наказания до трех лет и большие сроки, но тех, кто не совершил преступления против личности. Были еще другие. Меньше было вычеркнутых статей, то есть тех, кто вообще не попадает под амнистию. Сейчас их список — аж больше сотни составов преступлений. То есть трудно сказать, в каком конкретно направлении, но по нескольким азимутам везде было больше и гуманнее во многих отношениях. И главный был принцип, чтобы ни один заключенный не был не затронут амнистией. Мы не говорим про пожизненников, но чтобы всех в той или другой градации, необязательно прямо с выходом на свободу, это затронуло, чтобы не чувствовалось, что кого-то обделили». Читайте подробнее

Софья Самохина


Почему «узников Болотной» и предпринимателей оставили за рамками амнистии

22 апреля Госдума одобрила в первом чтении президентский проект амнистии, приуроченной к 70-летию Победы. Ко второму чтению ряды граждан, подлежащих амнистии, пополнятся орденоносцами советских и новейших времен. При этом она не распространится на фигурантов «болотного дела»: по сведениям "Ъ", поправки, подготовленные депутатами и правозащитниками, не поддержали в администрации президента (АП). Читайте подробнее

Вся лента