Советы в пользу бедных

Почему падают доходы аудиторов и консультантов

Российский рынок аудита продолжает сокращаться. Участники рынка жалуются на крайне низкую рентабельность бизнеса, но продолжают демпинговать, при этом ежегодно сотнями уходят с рынка. Консультанты в целом держатся лучше, но особыми успехами тоже похвастать не могут. Причина злоключений аудиторов и консультантов проста: в кризис клиенты начали стремительно сокращать бюджеты на их услуги.

ПЕТР РУШАЙЛО

Аудит

По итогам 2014 года российский рынок аудита упал на 2,8% по номинальному объему выручки. Формально этот результат лучше итогов 2013-го, когда рынок просел на 3,25%. Однако если принять во внимание, что по итогам 2013 года инфляция составила 6,5%, а по итогам 2014-го — 11,4%, падение рынка выглядит просто катастрофическим.

"Ситуация в экономике не могла не сказаться на рынке аудиторских услуг. В целом наблюдается некоторая тенденция к снижению роста выручки от аудита",— говорит управляющий партнер компании "Финэкспертиза" Нина Козлова.

"2014 год оказался непростым как для реального сектора, так и для сферы услуг, в том числе аудиторских,— отмечает заместитель гендиректора компании "Нексиа Пачоли" Юлия Емельянова.— Рынок аудита и консалтинга в прошлом году находился в стагнации, а если учесть высокие темпы инфляции, даже падал. Причины те же, что и в экономике в целом: снижение платежеспособности клиентов, сокращение бюджетов, уменьшение объемов инвестирования. Все эти факторы приводят также к сокращению объемов аудиторских и консультационных услуг. Для сохранения конкурентоспособности аудиторы пытаются оптимизировать свою деятельность, повысить уровень организации, вынуждены идти на планомерное снижение цен. Я не имею в виду демпинг, про необходимость борьбы с которым уже лет десять постоянно говорят и участники рынка, и власти, а все равно ничего не меняется".

Снижение цен весьма болезненно сказывается на рентабельности бизнеса аудиторских компаний, особенно с учетом того, что в их структуре расходов львиная доля — затраты на персонал, а средние зарплаты в России в прошлом году в номинальном выражении пусть немного, но росли.

"На рынке аудита тенденции те же, что и год назад,— рассказывает гендиректор АКГ "Уральский союз" Марина Ризванова.— Заказчики, выбирающие аудиторов, заинтересованы прежде всего в положительном заключении за минимально возможную цену. Сознательный подход к аудиту с приоритетом выявления рисковых факторов в хозяйственной деятельности — все еще редкость. Как следствие "экономного" подхода заказчиков — рентабельность аудита не увеличивается, а за счет инфляции фактически даже снижается. Поэтому компании, не имеющие возможности предоставить клиентам широкий спектр услуг, по-прежнему балансируют на грани убыточности, а временами эту грань переходят".

Все это приводит к тому, что аудиторские организации продолжают массово уходить с рынка. Так, на начало 2012 года их насчитывалось 5,2 тыс., на начало 2014-го — 4,7 тыс., на момент сдачи данного номера журнала в печать — 4,5 тыс.

"Каждый год приносит потери в сотни аудиторских компаний, так как при низкой рентабельности соответствовать постоянно повышающимся требованиям регуляторов все дороже,— отмечает Марина Ризванова.— Также в сфере регулирования весьма важным представляется фактор усиления роли Росфиннадзора. Поскольку будущее аудиторских СРО из-за новых критериев по численности представляется туманным, государственное влияние на рынок будет неизбежно усиливаться. В связи с этим аудиторские компании поделятся на успешно прошедшие или же не прошедшие соответствующий внешний госконтроль. Этот репутационный фактор будет учитываться и клиентами. Кроме того, возможно, государство проявит и политическую волю по зачистке рынка от недобросовестных игроков".

Впрочем, политическая воля государства может проявляться не только в связи с недобросовестностью участников рынка, но и по иным причинам. Эксперты отмечают, что в связи с режимом санкций многие предприятия начинают отказываться от услуг "западных" аудиторских компаний "большой четверки".

"В 2014-2015 годах наметилась тенденция к некоему импортозамещению рынка аудиторских услуг,— рассказывает руководитель департамента аудита АКГ "Градиент Альфа" Татьяна Ильинова.— Аудиторов с западными корнями меняют на российских не только госкомпании и предприятия ОПК, но и частные компании стратегических отраслей, таких как энергетика, добыча полезных ископаемых, металлургия".

Впрочем, этот процесс объясняется не только политическими, но и экономическими соображениями. "Предприятия зачастую не могут отказаться от проведения аудита в силу наличия законодательных требований,— говорит Нина Козлова.— Вопрос заключается в том, к кому они обратятся за этими услугами — к ведущим компаниям или к более мелким, у которых расценки ниже. И здесь наблюдается следующая тенденция: либо за те же деньги клиент требует более качественные услуги и в большем объеме, либо начинает предъявлять к кандидатуре аудитора менее жесткие требования, делая основным критерием критерий цены".

"В период финансовой нестабильности и тотальной оптимизации затрат не все желают переплачивать за мировое имя и ранее раскрученный бренд аудитора. Клиенты обращаются в средние компании, которые готовы оказывать качественные услуги и удовлетворять все потребности клиента за меньшие деньги",— добавляет Татьяна Ильинова.

Юлия Емельянова, в свою очередь, отмечает, что процесс импортозамещения был ожидаем, но фактически не носит интенсивного характера. Статистика рейтинга журнала "Деньги" это в целом подтверждает: оба присутствующие в нем представителя "большой четверки" (КПМГ и PwC) показали, в отличие от рынка в целом, рост выручки, хоть и небольшой.

Консалтинг

Рынок консалтинга в 2014 году также падал, но не сильно — падение в целом по рынку составило 0,66%, что не выходит за пределы погрешности расчетов. Отдельные сегменты рынка, правда, при этом лихорадило весьма существенно.

Больше всего (на 63,4%) упал производственный консалтинг, что вполне объяснимо: в период кризиса предприятиям было не до организации новых мощностей и запуска производственных проектов. Наибольший рост (31,2%) продемонстрировал юридический консалтинг, что, видимо, объясняется пришедшимся на прошлый год процессом деофшоризации российской экономики. Также значительный рост (29,5%) продемонстрировал сектор консалтинга в области общего управления и администрирование. В целом эксперты ожидают сохранения этих тенденций и в 2015 году.

"Кризис заставил и государственные компании, и частный бизнес еще больше обращать внимание на повышение эффективности,— говорит Нина Козлова.— Актуальными стали услуги в областях детальной переработки стратегии развития, внедрения более эффективных методов оптимизации затрат. Также на рынок большое влияние оказало решение правительства обязать компании с госучастием готовить долгосрочные программы развития. Многим компаниям сложно самостоятельно подготовить такие программы, они обращаются за помощью к консультантам. Большим спросом сейчас пользуются налоговые и юридические услуги. На эту тенденцию оказала влияние деофшоризация и повышение транспарентности бизнеса. Отдельно хотела бы отметить рост спроса на услуги по оценке, что мы также связываем с деофшоризацией, потому что при возврате активов из-за рубежа в Россию всегда обращаются к оценщику за оценкой их стоимости. По той же причине мы видим рост спроса на услуги по структурированию сделок".

Юлия Емельянова в целом соглашается с коллегой. "По нашим наблюдениям, клиенты продолжают довольно активно заказывать консультационные услуги,— говорит она.— Особенно сейчас востребован консалтинг, связанный с экономией: это проекты по повышению операционной эффективности, бюджетированию, управлению ресурсами компаний. Также можно выделить так называемые программы организации бережливого производства, которые приобретают все большую популярность, и это не просто мода, не просто новый тренд, а именно требование рынка, и все к этому стремятся. Кроме того, достаточно большое влияние на рынок оказывает директива правительства, согласно которой крупные компании должны подготовить стратегию развития до 2020 года. В свое время многие компании такие стратегии разработали, однако на сегодняшний день в силу изменившихся экономических реалий они оказались нежизнеспособны, и у компаний возникла объективная необходимость пересмотра взглядов. Мы получаем сейчас обращения на данную тему".

"На рынке консалтинга нет предпосылок к серьезному росту расценок, но отдельные направления могут дать рост объемов оказываемых услуг,— полагает Марина Ризванова.— В налоговом консалтинге неизбежен рост заказов, связанных с трансфертным ценообразованием, так как инфляция делает установленные в НК критерии контроля цен все более доступными для налогоплательщиков. Также будут актуальны услуги по защите при налоговых проверках: из-за бюджетных проблем "договориться" с налоговиками все сложнее. В правовом консалтинге неизбежен рост услуг по сбору дебиторской задолженности, а также по HR-направлению в связи с оптимизацией штата заказчиков. Остальные направления вряд ли покажут рост. И если услуги по оценке будут сравнительно стабильны из-за их обязательной составляющей, то управленческое, производственное и особенно маркетинговое направления консалтинга ввиду последствий кризиса в экономике ожидает спад".

Что касается самого крупного сегмента российского консультационного рынка — информационных технологий, здесь по итогам 2014 года наблюдался номинальный спад на 7,2%. В реальности же ситуация хуже — не только с учетом инфляции, но и с учетом девальвации, поскольку большинство платформ, используемых ИТ-консультантами, поставляются западными вендорами и, естественно, за валюту. Неудивительно, что многие участники рынка смотрят в будущее без особого оптимизма.

"На рынке наблюдается падение оборотов: за 2014 год спад составил, по разным оценкам, от 5% до 10%, если считать в рублях,— констатирует председатель правления IBS Сергей Мацоцкий.— И это при том, что в прошлом году госрасходы в сфере ИТ не сокращались, так как бюджет был утвержден еще в докризисном 2013-м. Госкорпорации в 2014 году также несильно урезали ИТ-бюджеты, хотя уже начинали. Я ожидаю, что в этом году расходы как государства, так и компаний с госучастием будут сокращаться, а сектор ИТ-консалтинга ждет еще более глубокий спад".

"Государство сейчас прямо или косвенно потребляет наибольший объем услуг в сфере ИТ-консалтинга, прежде всего в сфере госуправления, создания неких крупных систем национального масштаба,— рассказывает директор отделения систем управления и консалтинга ЛАНИТ Павел Горянский.— Что касается других отраслей экономики, то сейчас сложно сказать, что кто-то из них чувствует себя хорошо. Компании в основном сейчас решают точечные задачи. Масштабные задачи возникают тогда, когда идет рост, когда бизнес меняется качественно. Сейчас этого нет".

Интересно, что будущее рынка ИТ-консалтинга эксперты видят прямо противоположным образом. "Рынок классического ИТ-консалтинга, каким мы привыкли его видеть, то есть рынок крупных системных интеграторов, понемногу умирает,— считает Сергей Мацоцкий.— Нынешний кризис в экономике структурный, это надолго, и те компании, которые его переживут, окажутся в совершенно новом ландшафте, в том числе с точки зрения запросов клиентов и распределения ИТ-компаний по сферам деятельности. Прежде всего, я думаю, ИТ-компаниям придется переформатировать свою деятельность и ориентироваться не на разработку индивидуальных решений под конкретных клиентов, а на создание готовых продуктов или неких полуфабрикатов — почти готовых решений, которые можно быстро и недорого внедрить. А нынешняя уникальная широкопрофильная способность сделать большой сложный проект абсолютно под индивидуальные потребности любого заказчика — качество, ценность которого понемногу уходит в прошлое".

Павел Горянский, напротив, прогнозирует рост спроса на индивидуальные разработки в связи с государственной политикой импортозамещения в ИТ-сфере. "Сейчас мы явно видим рост спроса на заказные индивидуальные решения, уникальные продукты,— рассказывает он.— Особенно четко эта тенденция проявляется, если в качестве заказчика присутствует государство. Это в основном связано с опасениями относительно безопасности использования ряда технологий, которые пришли к нам с Запада. В ряде случаем заказчики прямо требуют использования исключительно решений с открытым кодом, даже несмотря на то, что это требует больших трудозатрат и увеличивает стоимость проектов. Что касается коммерческих структур, для них возможности по импортозамещению сильно ограничены физическим отсутствием необходимых ИТ-решений с открытым кодом — тех же систем проектирования высокого уровня, например".

Вся лента