"Об импортозамещении, как о существенном явлении в экономке, говорить еще рано"

Внутреннее производство продуктов почти заместило импорт. Такой вывод можно сделать из доклада "Оперативный мониторинг экономической ситуации в России". Его подготовили эксперты Института Гайдара, РАНХиГС и Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития. Один из авторов исследования, директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Анны Казаковой.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Согласно данным исследования, физические объемы импорта в январе уменьшились до 59% от уровня прошлого года. В августе, в момент введения Россией продуктового эмбарго, этот показатель составлял 90% от уровня 2013 года. При этом авторы доклада отмечают, что с начала этого года внутреннее производство перекрыло сокращение импорта по отдельным категориям товаров. Например, за первые два месяца этого года производство мяса и субпродуктов увеличилось почти на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В физическом выражении прирост составил почти 58 тыс. тонн. При этом объем импорта аналогичных продуктов за тот же период сократился на 62%. Такая же тенденция распространяется и на другие виды продовольственных товаров: рыбу, мясо птицы, сыры.

— О чем говорят полученные вами цифры? Можно какие-то оптимистичные предположения делать, что импортозамещение в продовольственном сегменте, наконец, заработало?

— Во-первых, действительно можно сказать, что нет ничего плохого, что могло бы быть. Во-вторых, об импортозамещении, именно как о неком существенном явлении в экономке, говорить еще рано, для этого нужно минимум подождать один год, после этого можно будет делать выводы. Надо ждать не с действиями, надо ждать с выводами. Но действительно можно констатировать, что российская экономика сумела нарастить объемы продовольствия в объемах, в некоторых случаях превышающих падение импорта. Это имеет место по мясу птицы, по мясу забойных животных, это свинина и частично говядина, по рыбной промышленности.

Но надо понимать, что у нас в принципе за последние годы продукция сельского хозяйства росла примерно темпами 10% в год, выше темпов остальной экономики, и уже сейчас по мясу, по рыбе и по сливочному маслу доля импорта в суммарном потреблении не превышает 15-20%, по мясу птицы это вообще всего 5%. Поэтому рост объема отечественного производства, в принципе, и так находится в общем тренде, и из-за этого то увеличение прироста, которое имеет место, действительно перекрывает импорт, но оно не такое большое относительно предыдущих отечественных объемов производства, поскольку импорт уже не очень большую долю в потреблении занимал.

— Можно ли ожидать, что производство плодоовощной продукции существенно заместит импорт с началом сезона?

— С плодоовощной продукцией ситуация иная, там есть продукты, которые трудно заменить, например, цитрусовые. По цитрусовым есть существенное падение импорта, не удалось заместить импорт из некоторых стран Евросоюза на импорт из других стран, поэтому по овощам, естественно, замещение может произойти, по фруктам замещение будет не очень серьезным. Просто надо понимать, что есть такие цифры относительно продовольствия, по продовольствию и так отечественное производство существенно превышает импорт, но с другой стороны проблема в том, что не происходит импортзамещение в инвестиционных секторах, тракторы, вагоны, автомобили, комбайны, они снизили импорт этой инвестиционной продукции, и одновременно упало отечественное производство.

Говорить об импортзамещении за полгода не приходится, но именно в инвестиционных товарах у нас труднее всего импортозамещение сделать, и одновременно с этим именно в инвестиционных товарах мы больше всего зависим от импорта. Пока, к сожалению, такие ростки импортозамещения наблюдаются в тех позициях, по которым мы и так от импорта не очень сильно зависели.

Вся лента