Последний возврат наступает
Амнистия капиталов прошла первое чтение
Госдума одобрила вчера в первом чтении проект закона об амнистии капиталов. Во втором и третьем чтениях парламентарии обещают принять его уже через неделю. После этого у российских владельцев зарубежных компаний, недвижимости и счетов будет менее месяца на то, чтобы решить, что для них предпочтительнее: "сознаться" во владении этими активами в рамках амнистии, надеясь, что данные властями гарантии безопасности действительно будут исполняться, или же начать приспосабливаться к вводимому в действие уже 15 июня закону о деофшоризации — выполняя или обходя его требования.
Законопроект "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках" был подготовлен Минфином в исполнение декабрьского послания Владимира Путина и внесен в Госдуму в конце марта. Напомним, акция "прощения" капиталов задумана в качестве "пряника", который дополнит включаемый с 15 июня этого года "кнут" — закон о контролируемых иностранных компаниях (к этой дате российские собственники должны подать первые уведомления о владении более чем 10% иностранных компаний).
Суть акции, которая для психологического комфорта "прощаемых" официально называется не амнистией, а добровольным декларированием, парламентариям вчера изложил замминистра финансов Сергей Шаталов. По его словам, физлицо вправе до 31 декабря 2015 года представить налоговикам специальную декларацию. В нее можно будет включить информацию об имуществе (недвижимость, ценные бумаги, доли в уставных капиталах организаций), сведения о контролируемых иностранных компаниях, о счетах в банках, расположенных за пределами РФ, и счетах, по которым декларант признается бенефициаром. Раскрыть можно и имущество, ранее оформленное на "подставное" лицо — номинального владельца.
Декларируемые активы не будут облагаться налогами — они могли бы возникнуть, например, при переводе в РФ собственности, оформленной на компанию (в дальнейшем они будут облагаться по общим правилам — Сергей Шаталов вчера говорил о надеждах Минфина на расширение налоговой базы).
"Самое, может быть, важное — декларирование предполагает возможность избежать уголовной, административной, налоговой ответственности за ранее совершенные правонарушения,— сказал замминистра, подчеркнув, что речь идет лишь о нарушениях в налоговой, валютной и таможенной сфере.— В этом плане Россия придерживается всех своих международных обязательств, в том числе перед FATF". Коррупция, отмывание денег, как, впрочем, и часто применяемая к предпринимателям статья о мошенничестве, под амнистию капиталов не подпадают.
Выступивший содокладчиком глава бюджетного комитета Андрей Макаров нарисовал для коллег по палате пугающую картину наступившей полной прозрачности мировых финансов ("банковская тайна на самом деле сохранилась еще только у нас), беспринципности Запада ("ЕС наплевал на священное право собственности — те, кто имел деньги на Кипре, потеряли сразу 60% вкладов) и неизбежности раскрытия всех владельцев офшорных компаний и счетов ("благодаря подписанным соглашениям эта информация поступит в нашу страну в автоматическом режиме не позднее 2018 года"). Из сказанного следовало, что декларирование для имевших неосторожность укрыть активы за рубежом — единственный шанс их спасти и думцы просто обязаны предоставить такую возможность. "Давайте это сделаем, но только один раз",— призвал Андрей Макаров (напомним, такой же "одноразовой" объявлялась и схожая с нынешней предыдущая налоговая амнистия, провалившаяся в 2007 году). "Это касается сотен тысяч наших сограждан. К примеру, репетитора по английскому языку, который приобрел квартирку в Болгарии, чтобы возить внучонка на отдых",— воззвал к коллегам депутат.
Александра Тарнавского ("Справедливая Россия") слова о внучонке не воодушевили. Выступая от фракции, депутат заявил, что она поддержит законопроект авансом при условии, что проект будет доработан ко второму чтению. По его словам, типичным пользователем принимаемого закона он видит не столько владельца "квартирки в Болгарии", сколько "одного известного предпринимателя, взявшего многомиллиардный кредит в госбанке, купившего на него активы за рубежом и спокойно сейчас живущего в Гватемале". ЛДПР, по словам выступившего от фракции Сергея Калашникова, поддержала проект "как концепцию". "Однако его механизмы настолько легковесны, что обречены стать неработающими — к примеру, не ясны юридические вопросы перехода собственности от номинального владельца к фактическому",— сказал депутат. Фракция КПРФ решила вовсе воздержаться при голосовании по проекту — поскольку он не решает проблемы оттока капитала. "Очень хотелось бы посмотреть на того экстремала, который заберет свои деньги из офшорной зоны и переведет их в Россию",— заявила выступившая от коммунистов депутат Вера Ганзя.