Безопасность движения оплатят регионы
МВД рассчитывает на лишние 2 млрд рублей от субъектов федерации
В 2015 году МВД потратит на безопасность дорожного движения почти на 100 млн руб. меньше запланированного. Бюджетные средства сэкономят, в частности, на пропаганде, камерах и модернизации светофоров. Но впоследствии МВД планирует привлечь на борьбу с аварийностью до 2020 года дополнительно 2 млрд руб.— источником этих инвестиций станут региональные бюджеты.
В МВД подготовили поправки к федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения" в 2012-2020 годах. Соответствующий проект постановления правительства РФ опубликован на сайте regulation.gov.ru. Изменения предполагают сокращение финансирования, выделяемого на мероприятия 2015 года по линии МВД (основной госзаказчик программы), с 975,4 млн до 877,2 млн руб.
Напомним, что ФЦП по повышению безопасности дорожного движения — это основной документ, определяющий стратегию государства по борьбе с аварийностью и смертностью на дорогах. Согласно ФЦП, число жертв аварий к 2020 году должно быть снижено на 28,8% (по сравнению с 2012 годом). На эти цели было выделено 33,6 млрд руб. В 2014 году в связи с экономическим кризисом правительство поставило перед МВД задачу сократить расходы по программе на 10%.
До сих пор неясным оставалось, от каких мероприятий полиция откажется в целях экономии. Судя по тексту проекта, финансирование частично урежут по линии пропаганды и инженерного обустройства дорог. К примеру, на подготовку "информационно-пропагандистских телерадиопрограмм" в 2015 году будет выделено на 18,3 млн руб. меньше, на проведение "информационно-пропагандистских кампаний" — на 4 млн руб. меньше, на организацию в печатных СМИ "специальных тематических рубрик" — на 3 млн руб. меньше. В свою очередь, при модернизации нерегулируемых пешеходных переходов сэкономят 18,2 млн руб., при модернизации светофоров — 10 млн руб., при закупке дорожных камер — 8 млн руб. В МВД считают, что экономия радикально не отразится на безопасности дорожного движения. В частности, в 2014 году камер и светофоров купили с запасом, с перевыполнением плана.
Финансирование, выделенное в рамках ФЦП другим ведомствам (они также являются госзаказчикам), также урезано на 10%. К примеру, Минобрнауки после сокращения получит 71,6 млн руб.— ведомство курирует деятельность автошкол и строительство детских автогородков. МЧС, в свою очередь, получит 218 млн руб., лишившись части денег для строительства центров по подготовке спасателей, участвующих в ликвидации ДТП, и на закупку новых видов техники для этих работ.
Несмотря на заложенную в 2015 году экономию, общий объем финансирования программы до 2020 года будет увеличен на 2 млрд руб., следует из текста проекта. При этом из федерального бюджета потребуется на 529 млн руб. меньше денег, а регионы дадут, наоборот, больше на 2,5 млрд руб. В МВД объясняют эти планы довольно активным, как показала практика, участием регионов в софинансировании мероприятий ФЦП. К примеру, в 2014 году на закупку камер региональных денег было привлечено в итоге 1,59 млрд руб., что в 10,5 раза больше плановых значений, а на модернизацию светофоров — 1,3 млрд руб., хотя изначально вообще не планировалось, что субъекты федерации в этом будут участвовать.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков подтвердил "Ъ", что регионы действительно заинтересованы в софинансировании ряда мероприятий, в частности, дорожных камер. "Но объясняется эта заинтересованность, к сожалению, не профилактикой аварийности, а желанием региональных властей больше штрафовать, чтобы заработать на водителях,— пояснил он.— Деньги от собранных штрафов субъекты федерации заранее закладывают в бюджеты, и за закупку камер отвечают местные министерства финансов".