Сочетание жесткости с разумностью

Forex-услуги

После принятия Закона о регулировании дилерской деятельности на внебиржевом рынке Forex впервые за 20 лет рынок Forex-услуг в России введен в поле государственного надзора и регулирования. "Интерфакс — Центр экономического анализа" подготовил 4-й ежегодный обзор рынка услуг Forex-компаний в России.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Около 400 тыс. физических лиц пользуются услугами Forex-брокеров в России, их совокупный среднемесячный оборот в 2014 году составил около $350 млрд. Столь внушительный оборот брокеров объясняется прежде всего распространенной практикой предоставления трейдерам больших кредитных плеч. Совокупный размер привлеченных брокерами депозитов составляет всего около $0,5 млрд, что примерно равняется объему вкладов физических лиц 90-го по величине данного показателя российского банка. При этом средний размер клиентского депозита составляет около $0,9 тыс.

Украинская пирамида

Рынок розничных услуг Forex-компаний в России продолжает оставаться одним из самых закрытых и непрозрачных сегментов финансового рынка. Во многом это объясняется отсутствием государственного регулирования рынка, которое предполагало бы обязанность его участников публиковать данные об объемах операций. А пока такую информационную непрозрачность некоторые участники рынка используют как дополнительный козырь в конкурентной борьбе. Так, мелкие компании размещают рекламную информацию, позиционирующую их как лидеров рынка, что вводит клиентов в заблуждение из-за невозможности поверки достоверности данных. При этом добросовестные участники рынка вынуждены не раскрывать данные отчетности, понимая, что они будут неадекватно восприняты клиентами на фоне завышенных данных мелких компаний.

По сравнению с 2013 годом совокупный объем операций физических лиц на рынке Forex в 2014 году сократился примерно на 20%, что стало следствием влияния сразу нескольких факторов. Во-первых, низкая волатильность курсов валют развитых экономик снизила рентабельность и инвестиционную привлекательность валютных спекуляций. Во-вторых, обвал рубля предоставил гражданам альтернативную возможность заработать за счет инвестиций в наличную валюту, что отвлекло их средства со счетов Forex-компаний. В-третьих, развивающийся в России финансово-экономический кризис заставил многих валютных спекулянтов задуматься о более консервативных вариантах инвестиций и сбережения средств.

На долю трех крупнейших Forex-брокеров приходится 60% активных клиентов (253 тыс. человек) и 64% совокупного оборота ($224 млрд). Тройка лидеров Forex-брокеров по числу клиентов выглядит следующим образом: Alpari — 120,0 тыс. (28,3% рынка), Forex Club — 71,8 тыс. (16,9% рынка), TeleTRADE — 61,5 тыс. (14,5% рынка). Те же три компании лидируют по объемам среднемесячных оборотов: Alpari — $107,0 млрд (30,5% рынка), Forex Club — $63,3 млрд (18,1% рынка), TeleTRADE — $54,3 млрд (15,5% рынка). Рынку услуг Forex-брокеров в России свойственна высокая концентрация, в целом на долю десяти крупнейших Forex-брокеров приходится более 80% рынка как по числу клиентов, так и по объему их оборотов.

Отсутствующее долгие годы госрегулирование породило ряд патологических проблем на рынке услуг Forex-компаний, с которыми регулятору в лице Центрального банка предстоит столкнуться в ближайшие годы. На рынке присутствуют мошеннические компании, чьей целью является сбор средств клиентов с последующим преднамеренным банкротством. По такой схеме финансовой пирамиды действовала украинская компания MMCIS — о том, что с ней опасно иметь дело, мы предупреждали рынок еще год назад в нашем предыдущем обзоре. Сейчас ее деятельность изучают следственные органы. Другой сложностью является то, что большинство компаний ведут свою деятельность от лица компаний, зарегистрированных в офшорах, что подразумевает не только уход от налогов, но и невозможность их контроля регулятором.

Институциональные риски Forex-компаний накладываются на низкую финансовую грамотность населения, неспособность наших граждан адекватно оценивать принимаемые на себя риски и управлять ими. Зачастую, стремясь получить максимальный доход, инвесторы используют кредитные плечи, что помимо возможности получить большую прибыль предполагает и принятие большего риска.

Около двух третей инвесторов теряют деньги на рынке Forex. Более того, совокупный доход частных инвесторов находится в отрицательной зоне, тогда как положительный выигрыш достается институциональным инвесторам.

Многие российские банки, в том числе крупнейшие — ВТБ 24 и Альфа-банк, уже сейчас предоставляют своим клиентам возможность инвестиций на рынке Forex, и крупнейшие инвестиционные компании ("Финам", БКС) предлагают аналогичные услуги. Было бы нелогично запрещать их Forex-продукты, так как их кредитные рейтинги, очевидно, предполагают достаточную степень защиты интересов частных инвесторов. В такой ситуации единственным решением, способным обеспечить и защитить интересы российских инвесторов, является введение государственного регулирования отрасли. Основная сложность задачи регулирования рынка заключается в том, что соответствующее законодательство должно быть достаточно жестким, чтобы оградить инвесторов от неприемлемых рисков, но при этом достаточно мягким, чтобы заинтересовать Forex-компании в развитии бизнеса в российской юрисдикции.

20 лет бесправия

Весь 2014 год российский рынок Forex-услуг провел в ожидании принятия Государственной думой закона о регулировании дилерской деятельности на внебиржевом рынке Forex. Такой закон был наконец-то принят Государственной думой, одобрен Советом федерации и подписан президентом России только в декабре прошлого года, что позволяет надеяться на скорейшую его реализацию и окончательное введение рынка Forex-услуг в поле государственного надзора и регулирования.

Парадокс заключается в том, что уже более 20 лет Forex-компании развивают свой бизнес в России, привлекая средства населения, но только сейчас мы подошли к этапу, на котором должен появиться государственный контроль деятельности брокеров. Эта ситуация объясняется прежде всего тем, что Forex-брокерами привлекаются значительно меньшие объемы средств граждан, чем другими сегментами финансового рынка, такими как банковский сектор и рынок ценных бумаг. Поэтому внимание государства в предыдущие годы и было сосредоточено на регулировании более значимых рынков. Также необходимо учесть, что розничный рынок Forex является высокотехнологичным, но при этом находится преимущественно в "виртуальном" пространстве торговых систем брокеров, что существенно затрудняет контроль их деятельности.

Для защиты интересов частных инвесторов законодательство должно прежде всего ограничить институциональные риски рынка розничных Forex-услуг. Так, введение требований к минимальному размеру капитала Forex-брокеров в привязке к размеру привлекаемых ими депозитов клиентов позволит ограничить риски невыполнения брокером обязательств. Также важным является требование размещения средств инвесторов на специальных номинальных счетах в российских банках, что позволит не только вернуть средства из офшоров, но и уменьшит риски потерь клиентов в случае дефолта банка. А при возникновении конфликтных ситуаций российским клиентам будет проще защищать свои интересы в судах российской юрисдикции.

Важную роль в регулировании рынка розничных Forex-услуг должна сыграть саморегулируемая организация, которую в соответствии с законом должны создать участники рынка ценных бумаг. Ее деятельность должна быть направлена на помощь госрегулятору в контроле за наиболее сложными технологичными нюансами розничного рынка Forex, защиты его от мошеннических компаний, препятствовании распространению услуг офшорных компаний через выявление и блокировку их интернет-сайтов. Также предполагается, что участники СРО будут делать отчисления в специальный компенсационный фонд, средства которого будут использоваться на выплаты пострадавшим инвесторам в случае банкротства брокера или в случае частичного невыполнения им обязательств. Интересно, что на рынке уже существует СРО Forex-брокеров НП ЦРФИН, в состав которого входят наиболее крупные Forex-компании, однако эта СРО не создана участниками рынка ценных бумаг, как того требует закон, поэтому пока остается под вопросом, может ли НП ЦРФИН стать участником регулирования деятельности Forex-брокеров.

Жесткость госрегулирования должна сочетаться с разумностью, предполагающей сохранение инвестиционной привлекательности рынка и равенства регулятивных требований для всех участников финансового рынка.

Также принципиальным является вопрос об ограничении размера кредитных плеч, предоставляемых инвесторам. Мировой опыт показывает, что ограничение плеча до размера 1:50, как это было сделано законодательно в США, приводит к бегству инвесторов в другие юрисдикции. По мнению участников рынка, оптимальным ограничением является уровень 1:100. В принятом законе устанавливается, что соотношение размера обеспечения, предоставленного физическим лицом Forex-дилеру, и размера обязательств физического лица не может быть меньше 1:50. Однако Банк России вправе изменить это соотношение, увеличив размер обязательства физического лица не более чем в два раза (то есть до соотношения 1:100).

Алексей Буздалин, заместитель директора "Интерфакс-ЦЭА"

Вся лента