Билет в рассрочку
Ростовская область вернет долги ОАО «СКППК» до 2024 года
Власти Ростовской области до 2024 года компенсируют ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» 103 млн руб. убытков, возникших в результате госрегулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки в регионе в 2012–2014 годах. ОАО «РЖД» проводит политику реструктуризации задолженностей регионов с учетом низкой эффективности судебных разбирательств и ограниченностью возможностей региональных бюджетов, отмечает эксперт.
Министерство транспорта Ростовской области заключило с ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (СКППК) соглашение, согласно которому министерство оплатит перевозчику некомпенсированные выпадающие доходы, возникшие в результате госрегулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки за период 2012–2014 годов в сумме 103 млн руб. в срок до 2024 года, сообщил „Ъ“ источник в правительстве региона.
Как пояснил собеседник „Ъ“, в соответствии с протоколом федеральной правительственной комиссии по транспорту №2 от 23.04.2015, Ростовская область включена в список регионов, которым в этом году будут выделены межбюджетные трансферты по программе развития дорожного хозяйства в общей сумме 3,417 млрд руб. При этом в документе отмечается, что субъект должен предоставить гарантийные письма о компенсации потерь в доходах перевозчиков от государственного регулирования тарифов на проезд в пригородном железнодорожном транспорте в 2015 году, а также об урегулировании задолженности за прошедшие годы.
По условиям подписанного соглашения, область оплатит СКППК некомпенсированные выпадающие доходы (так называемую межтарифную разницу) за период 2012–2014 годов в рассрочку. До декабря 2015 года перевозчику будет перечислено 7,471 млн руб., такая же сумма должна быть выплачена в 2016 и 2017 годах. С 2018 по 2023 годы областной бюджет будет ежегодно направлять на счет СКППК по 10,5 млн руб., а в 2024 году — завершающий транш в размере 18,2 млн руб. «Если по результатам судебных разбирательств сумма некомпенсированных потерь окажется ниже указанной, то перевозчик обязан по требованию министерства в течение пяти рабочих дней вернуть переплату в областной бюджет»,— отмечается в соглашении.
Кроме того, Минтранс подписал с компанией госконтракт на организацию пригородного транспортного железнодорожного обслуживания на период с 2015 по 2017 годы. Согласно контракту, министерство обязуется согласовывать с СКППК предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и экономически обоснованный тариф перевозчика. Потери, возникающие от установления тарифов для населения ниже экономически обоснованного уровня, ведомство будет возмещать в полном объеме посредством выплаты субсидии из областного бюджета. В свою очередь СКППК получает право уменьшать количество маршрутов и составность пригородных поездов при несвоевременной или неполной выплате субсидии.
Напомним, что в прошлом году началось судебное противостояние регионального правительства и пригородной пассажирской компании. Начало ему положил иск СКППК, в котором утверждалось, что полученная от региона в течение 2010 года сумма некомпенсированных потерь от пригородных перевозок не покрыла экономически обоснованные затраты компании, в результате чего она понесла 355,6 млн руб. убытков (см. „Ъ“ №209 от 19.11. 2014). За этим последовал иск о взыскании с региональных министерств транспорта и финансов 111,5 млн руб. в счет погашения убытков, возникших в результате госрегулирования тарифов в 2011 году. Всего, по данным СКППК, с 2011 по 2013 годы сумма некомпенсированных потерь составила 436,7 млн руб. В сентябре 2014 года СКППК отменила 11 из 59 пригородных поездов в Ростовской области, сообщив, что приводит объемы движения пригородных поездов в соответствие с размерами субсидий регионального бюджета. В свою очередь Минтранс подал в арбитраж иск к СКППК о возврате субсидий за 2011 год на общую сумму 31 млн руб. и процентов за пользование чужими средствами — 7,6 млн руб. (см. „Ъ“ №33 от 26.02.2015). Этот иск был удовлетворен частично — суд постановил вернуть в областную казну 16 млн руб. как неосновательное обогащение. Иск СКППК на 111,5 млн руб. арбитраж оставил без удовлетворения, а иск на 355,6 млн руб., решение по которому было вынесено в пользу СКППК, отправлен кассацией на новое рассмотрение.
По мнению эксперта, в условиях текущей экономической ситуации и дефицита региональных бюджетов это компромиссное соглашение. «Правительство области снизило единовременную нагрузку на бюджет, распределив ее на долгосрочный период, а перевозчик получил гарантию предоставления субсидии»,— говорит Денис Белогородов, руководитель проектов отдела экспертизы цен и тарифов Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ. Он отмечает, что ОАО «РЖД» пошло на реструктуризацию задолженности, видя низкую эффективность длительных судебных разбирательств и ограниченность возможностей регионального бюджета.