Сбербанк не поддержал ВЭБ
Он выступил против расширения полномочий госкорпорации
Планируемое наделение ВЭБа новыми банковскими возможностями столкнулось с противодействием со стороны Сбербанка. Его президент Герман Греф раскритиковал идею снять ограничения на операции ВЭБа, так как фактически это сделает госкорпорацию, не обязанную соблюдать нормативы, прямым и опасным конкурентом для банков.
Сбербанк направил премьер-министру Дмитрию Медведеву и первому вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с резкой критикой законопроекта, разрешающего Внешэкономбанку (ВЭБ) привлекать депозиты юрлиц, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства.
О появлении такой инициативы “Ъ” сообщал 15 апреля. Речь идет о пакете поправок в закон «О банке развития», подготовленном в рамках запуска механизма финансирования спецпроектов со статусом «общегосударственных, стратегических и приоритетных». Они предусматривают существенное расширение полномочий ВЭБа.
«В таком случае ВЭБ вступает в прямую конкуренцию с коммерческими банками, что приведет к уменьшению объема и удорожанию стоимости ресурсной базы коммерческих банков и снижению объема кредитования в экономике»,— говорится в письме за подписью Германа Грефа.
Среди полномочий, связанных с реализацией спецпроектов, которыми Минэкономики предлагает наделить ВЭБ, фигурируют право открывать и вести банковские счета юрлиц, корсчета в ЦБ, российских и иностранных банках. Госкорпорация сможет осуществлять денежные переводы по поручению физических и юридических лиц, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, а также работать на межбанке, заниматься операциями с драгметаллами и драгоценными камнями, выдавать банковские гарантии «для целей, в том числе не связанных с инвестиционными проектами, в которых участвует ВЭБ».
Подобным снятием ограничений для ВЭБа практически на любые операции Сбербанк недоволен — текст поправок содержит положение, что госкорпорация «вправе совершать любые сделки и операции» в соответствии с законом. В то же время необходимости соблюдать нормативы по капиталу и другие регуляторные требования у ВЭБа нет, так как он не подлежит надзору со стороны ЦБ, напоминает господин Греф. При этом фактически ВЭБ уже сейчас имеет право привлекать пассивы от юрлиц и осуществлять другие банковские операции — через дочерние Связь-банк и «Глобэкс», отметил собеседник агентства, ссылаясь на текст письма.
Сейчас ВЭБ может привлекать средства только тех юрлиц, чьи проекты финансирует. Ранее в этом году в госкорпорации оценивали потенциальный приток средств за счет расширения круга клиентов-юрлиц, в «несколько десятков миллиардов рублей».
По мнению экспертов, ВЭБ действительно может стать опасным конкурентом в привлечении депозитов. «Цель корпорации развития — не всегда прибыль, и если ее текущие задачи требуют привлечения средств для финансирования стратегически важных компаний, причем любой ценой, особенно в кризис, то она может себе это позволить»,— отмечает главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Но этот риск должен быть разумно ограничен, так как при отсутствии надзора со стороны ЦБ создается еще один элемент теневого банковского сектора: регулятор отследить его риски просто не сможет, поэтому при расширении полномочий ВЭБ должен стать поднадзорным ЦБ, заключает господин Надоршин.
Базель российского законодательства
Как стало известно в июне, главная международная организация, занимающаяся банковским надзором и регулированием,— Базельский комитет — проводит проверку российского финансового законодательства на предмет соблюдения своих рекомендаций. Результаты проверки имеют важное значение, по большому счету это составляющая оценки инвестиционной привлекательности страны. Читайте подробнее