Ростки на затоптанном поле

Контекст

Через несколько месяцев в Белоруссии пройдут президентские выборы. В каком состоянии идут на них власти и оппозиция?

30 июня нижняя палата парламента Белоруссии должна назначить дату выборов президента. В начале лета глава ЦИК Лидия Ермошина обмолвилась на встрече с Александром Лукашенко: ее ведомство будет рекомендовать назначить голосование на 11 октября — это на пять недель раньше срока, который активно обсуждался последние полгода.

Эксперты тут же назвали три возможные причины переноса выборов. Первая: белорусская экономика, традиционные отрасли которой вошли в крутое пике после кризиса в РФ, как можно скорее нуждается в массовых увольнениях, а проводить их до выборов смерти подобно. Вторая: власти хотят до конца года получить солидный кредит МВФ для подпитки экономики и готовы на болезненные для своего электората реформы, но их опять же политически целесообразно проводить после выборов. Наконец, третья версия: власти стремятся сузить возможности оппозиции по раскрутке сколь-нибудь весомой альтернативы действующему главе государства.

Впрочем, шансы на то, что такая альтернатива отыщется, трудно назвать высокими. На последних выборах президента оппозиция не смогла договориться о едином кандидате и выставила разношерстных претендентов, большинство из которых оказались в тюрьме после событий в ночь подсчета голосов. Этот удар оппозиция, и без того раздробленная, кажется, не пережила до сих пор.

Напомним подробности: 19 декабря 2010 года в Минске прошли народные волнения. На улицы вышли, по разным оценкам, от 30 до 50 тысяч человек, были попытки нескольких десятков человек ворваться в Дом правительства. Позже лидеры оппозиции назовут это провокацией, которая помогла властям зачистить "политическое поле".

Что осталось от оппозиции-2010?

В ту ночь были задержаны около 700 человек, включая почти всех альтернативных Лукашенко кандидатов в президенты. Большую часть приговорили к административному аресту, однако пятеро прошли через уголовные суды по обвинению в организации массовых беспорядков и отбыли реальные сроки. Еще один кандидат, Алесь Михалевич, бежал за границу после освобождения под подписку о невыезде. Михалевич, а позднее вышедший из тюрьмы после помилования Андрей Санников, получили политическое убежище соответственно в Чехии и Великобритании.

Единственный из кандидатов-2010, который до сих пор находится в тюрьме по тому делу,— руководитель распущенной ныне Белорусской социал-демократической партии "Народная грамада" Николай Статкевич. Его заключение, пожалуй, главное, что мешает наметившемуся потеплению в отношениях Минска с Брюсселем и Вашингтоном: на Западе Статкевича считают последним политзаключенным и требуют освободить перед тем, как отменять санкции. Президент Лукашенко в публичных речах ссылается на то, что Статкевич не выполнил формального требования — не написал прошения о помиловании. Известно, однако, что такое прошение писали не все экс-кандидаты в президенты, осужденные после событий декабря 2010-го и досрочно вышедшие на свободу.

В последние месяцы в Белоруссии набирала мощь кампания за выдвижение Статкевича в качестве кандидата в президенты, однако глава ЦИК Лидия Ермошина дала понять: пока тот находится в тюрьме, это невозможно.

Активную гражданскую и политическую деятельность в стране после событий пятилетней давности продолжил, пожалуй, лишь поэт Владимир Некляев. Основатель движения "Говори правду!", этот оппозиционер до сих пор остается фигурой с самым большим после Лукашенко рейтингом: 7,6 процента по открытому опросу и 9,4 процента — по закрытому против 34,2 и 36,9 процента у Лукашенко (данные опроса НИСЭПИ в марте 2015 года).

Недавно, однако, возникла общественная инициатива, идея которой популярнее самого Некляева. Речь о кампании "Народный референдум", которая раскручивается последние два года. Эта группа оппозиционных сил (среди них и движение "Говори правду!") решила добиться общереспубликанского плебисцита, на который были бы вынесены значимые для республики вопросы. Среди них:

— Согласны ли вы, что в государственных учреждениях образования и здравоохранения все услуги гражданам Белоруссии должны оказываться бесплатно?

— Согласны ли вы, что руководители исполкомов городов, районов, областей должны выбираться прямым голосованием граждан?

— Поддерживаете ли вы курс на экономическую интеграцию, ассоциацию и создание безвизового пространства с Европейским союзом?

— Согласны ли вы, что для обеспечения нейтрального статуса Белоруссии в стране должно быть запрещено размещение зарубежных военных объектов, ядерного оружия, а белорусские военные не должны нести службу за границей?

— Согласны ли вы, что один и тот же человек не может занимать должность президента более двух сроков?

— Согласны ли вы, что деньги, полученные от запланированной правительством приватизации, в первую очередь должны пойти на компенсацию вкладов, потерянных во время девальвации 2011 года, и создание рабочих мест?

Парламент назначать референдум отказался, однако инициатива "Народный референдум" провела большое количество встреч на низовом уровне, что сделало лидеров кампании узнаваемыми, особенно в регионах. Опросы показывают: свыше 40 процентов белорусов поддерживают идею подобного референдума — на этом инициаторы кампании и могут сыграть.

Реестр кандидатов

Именно "Народный референдум" в конце апреля и выдвинул единым кандидатом от коалиции 38-летнюю Татьяну Короткевич — фигуру доселе малоизвестную, но с пятилетним стажем низовой политработы. Владимир Некляев накануне выдвижения Короткевич, по ее словам, обещал ей поддержку в предстоящей кампании, как и другие оппозиционные группы, за исключением движения "За свободу" Александра Милинкевича. Основной соперник Лукашенко на президентских выборах 2006 года, интеллигент Милинкевич до сих пор остается, пожалуй, самым известным белорусским оппозиционером на Западе, хотя его рейтинг в самой Белоруссии сильно уступает конкурентам.

Сам Милинкевич, впрочем, исключил свое участие в предстоящих выборах. Зато понятно, кто еще помимо Татьяны Короткевич собирается баллотироваться к настоящему моменту. Это "старожилы" белорусских избирательных кампаний, которые исправно создают "демократический фон" для выборов Лукашенко: Анатолий Лебедько (Объединенная гражданская партия), Сергей Гайдукевич (Либерально-демократическая партия Белоруссии), Сергей Калякин (белорусская партия левых "Справедливый мир"), а также граф Александр Прушинский (он не вступил ни в одну партию, а ориентироваться предлагает на Сингапур). Не исключает выдвижения еще одна дама — председатель общественного объединения "Общество белорусского языка им. Франциска Скорины" Елена Анисим. Политологи, впрочем, невысоко оценивают шансы этих претендентов собрать необходимые для официального выдвижения 100 тысяч подписей избирателей в кампанию, которая придется на дачно-отпускной сезон.

Николай Анищенко, Минск

Вся лента