Французская биометрия меняется в лице

Safran столкнулся с санкциями ЕС в России

Как стало известно "Ъ", санкции Евросоюза вынудили французский холдинг Safran пересмотреть стратегию развития своего российского предприятия "ТМ Инновации". Эта компания основана совместно со структурой "Промсвязькапитала" братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых для продвижения новых технологий в области биометрии. Еще несколько проектов, реализуемых Safran с госкорпорацией "Ростех", уже заморожены.

Фото: Reuters

"Техносерв" (структура "Промсвязькапитала" братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых) и IT-компания Morpho, входящая во французский холдинг Safran, вынуждены менять стратегию своего СП "ТМ Инновации" из-за рисков, связанных с санкциями, введенными ЕС в отношении России. Об этом "Ъ" сообщила представитель "Техносерва" Екатерина Андреева, отказавшись раскрыть детали. "У нас нет понимания действий Евросоюза в отношении возможной передачи высокотехнологичных решений российским заказчикам",— уточнила она. В Safran от комментариев отказались. По данным kartoteka.ru, "ТМ Инновации", зарегистрированные в августе 2014 года, на 51% принадлежат "Техносервъ А/С", на 49% — "Морфо Рус".

По словам Екатерины Андреевой, СП с Morpho должно было расширить технологические возможности "Техносерва" и его заказчиков в области биометрии. СП планировало создать на базе технологий Morpho линейки собственных решений, соответствующих требованиям российского законодательства. Morpho работает в сфере идентификации отпечатков пальцев, лица и радужной оболочки глаза. Среди разработок Morpho — технология бесконтактного снятия отпечатков пальцев в движении менее чем за секунду. "Техносерв" вместе с Национальным бюро кредитных историй сообщал об успешном тестировании и собственной технологии распознавания лиц для анализа информации по кредитным заемщикам и планах внедрения соответствующего межбанковского сервиса противодействия мошенничеству.

Объем российского рынка биометрии, по данным Biolink Solutions, в 2014 году составил около $150 млн, в то время как мировой рынок оценивается в $11,2 млрд.

Safran производит авиационные и космические двигатели, работает в области оптоэлектроники, навигации, электроники и критичного программного обеспечения для различных видов войск и т. д. В России холдинг работает около 20 лет и до последнего времени активно сотрудничал с госкорпорацией "Ростех". В августе 2011 года для разработки навигационных систем создано СП RS Alliance: среди учредителей ОАО "Рособоронэкспорт", ЗАО "Инерциальные технологии "Технокомплекс"" и Sagem (входит в Safran). В 2013 году заключен меморандум в оптико-электронной сфере между Safran и холдингом "Высокоточные комплексы". Структуры Safran создали несколько СП с НПО "Сатурн", в рамках которых, в частности, разрабатывался двигатель для Sukhoi Superjet 100. "Сейчас достаточно непростая политическая ситуация, но мы занимаемся бизнесом, а не политикой",— заявлял глава представительства Safran в России Марк Сорель в марте 2014 года, за пять месяцев до введения санкций ЕС в отношении некоторых структур "Ростеха". Когда это случилось, ряд совместных проектов "Ростеха" и Safran были приостановлены, сообщил источник "Ъ", близкий к "Ростеху", не уточнив, какие именно. Кроме того, госкорпорация и ее глава находятся под санкциями США. В "Ростехе" официально не комментируют ситуацию с Safran.

Объем взаимных кооперационных поставок между "Ростехом" и Safran чрезвычайно высок, отмечает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Так, структуры "Ростеха" и Safran вели переговоры о создании СП по ремонту двигателей CFM-56, которыми в том числе оснащают самолеты Boeing и Airbus. По информации Олега Пантелеева, создание этого СП было приостановлено. "Дело не только в политическом факторе, но и в том, что российские авиакомпании замедлили обновление парка самолетов",— отмечает эксперт. Впрочем, заключает господин Пантелеев, от таких ключевых проектов, как, например, совместное с НПО "Сатурн" производство двигателей для Sukhoi Superjet, Safran вряд ли откажется.

Мария Коломыченко

Вся лента