"Лев Яшин энергетически похож на Гагарина"

Продюсер Олег Капанец в интервью "Ъ FM"

Зимой начнутся съемки художественного фильма о легендарном вратаре "Динамо" Льве Яшине. О том, как идет подготовка к процессу, кинообозревателю "Коммерсантъ FM" Даниилу Ротштейну и спортивному обозревателю радио новостей Петру Шадрину рассказал генеральный продюсер компании Kremlin Films Олег Капанец в рамках программы "Станционный смотритель".

Фото: Мстислав Боташев, Коммерсантъ

Д.Р.: Здравствуйте, Олег.

О.К.: Добрый день.

Д.Р.: Олег сейчас занимается продюсированием фильма о легендарном вратаре, о котором знаю даже я, который очень мало знает о футболе, Льве Яшине. Мы начнем именно с содержательного аспекта, с зарождения идеи, со сценария. Поскольку я уже признался, что мало ориентируюсь в футболе, то это будет часть, которую я в большей степени делегирую Петру. Поэтому я задам только общий вводный вопрос: Олег, как дошли до жизни такой, как появилась идея, как зародился проект, почему решили снимать?

О.К.: Идея родилась еще во время производства и съемок фильма о Гагарине. Я стал перебирать в уме, про кого было бы еще интересно снять кино в жанре байопик. Мне показалось, что Лев Иванович Яшин в каком-то смысле похож энергетически, внутренне на Гагарина, и, учитывая, что я сам играл в футбол, люблю футбол, естественно, мне захотелось сделать фильм.

Д.Р.: У вас наверняка сразу возникла какая-то мысль, всегда обычно байопик строится на какой-то принципиальной узловой точке. Вы, наверное, сразу поняли, что что-то должно стать основой. На чем, что стало именно этим ключевым стержнем картины, какой аспект?

О.К.: Да, вы правы. Вторым этапом было уже более подробное ознакомление с биографией Яшина. Было очевидно, что, поскольку человек был внутренне сдержанный, и в его жизни надо было еще поискать эти драматургические развороты судьбы, но нам в этом смысле повезло, потому что, если вы помните чемпионат мира 1962 года в Чили…

Д.Р.: Петр помнит, я — нет.

О.К.: Я думаю, Петр точно помнит.

П.Ш.: Помню.

О.К.: Это, в принципе, уже сложившийся сюжет, поскольку это был наиболее острый драматический момент в жизни Яшина. Соответственно, он стал ключевым сюжетом в нашем фильме.

П.Ш.: Что касается других футбольных событий в фильме, какие чемпионаты вы собираетесь туда включить еще, в том числе чемпионат Европы, естественно, я имею в виду, будет ли он одним из центральных событий картины?

О.К.: Да, безусловно. У нас футбола много, футбол знаковый, когда все наши лучшие победы, яркие победы были достигнуты, это и 1960 год — первый кубок Европы, который мы выиграли, упомянутый 1962 год — чемпионат мира в Чили. Победа на Олимпиаде — тоже знаковое эпохальное событие.

Но начинаем мы фильм с футбола. Если помните, Яшин начал свою карьеру курьезно. Это тоже, кстати, кинематографично, лучший вратарь мира в первом своем матче пропускает мяч от ворот до ворот. Так специально даже сценарист, разрабатывая сюжет, не придумает, скажет, что, мол, ерунда какая-то. А когда в реальности, ты понимаешь, что это было, это факт.

Д.Р.: Насколько, кстати, кинематографически сложно снимать футбол? У нас возникают неизбежно параллели с "Легендой №17" как на сегодняшний день самым успешным российским спортивным байопиком. Хоккей кинематографичен, он похож на бой, особенно если мы говорим о вратаре. Насколько концептуально стоит проблема, насколько сложным или, наоборот, несложным представляются съемки футбольных сцен?

О.К.: Совершенно верно, это наиболее сложная часть производственного процесса. Мы сейчас как раз занимаемся разработкой технологии футбольных съемок. Хоккей снимать гораздо легче: замкнутое пространство, можно подвесить камеры, запустить их там. Это абсолютно рабочая ситуация. Хоккей, балет — все что угодно. Тодоровский, кстати, снимает фильм про балет. Я думаю, там тоже такие вопросы возникают.

С футболом история заключается в том, что из всех фильмов про футбол, которых было не так много, я имею в виду не в России, а вообще в мире, хорошо снять футбол, мне кажется, не получилось ни у кого. Поэтому перед нами стоит очень сложная задача. Нам надо снять как-то достойно. Для этого, конечно, будут использоваться самые современные технологии. Концептуально, конечно, это будет сочетание с компьютерной графикой. Нет многих стадионов, на которых у нас будут съемки. У нас будет матч 1963 года в Лондоне, к столетию футбола, где Яшин блестяще отстоял первый тайм.

П.Ш.: Стадион "Уэмбли" уже выглядит совсем по-другому.

О.К.: Да, мы будем строить его фрагмент, остальное будем создавать на графике и соединять это с футболом.

П.Ш.: В связи с этим у меня есть следующий вопрос: было уже объявлено, что на роли футболистов "Динамо", сборной СССР будут привлечены театральные актеры. Насколько, на ваш взгляд, будет сложно с театральными актерами ставить именно футбольные сцены? Будете ли вы привлекать, например, профессиональных футболистов в качестве дублеров в каких-то эпизодах?

О.К.: Я лично отбирал из 300 артистов Москвы, Питера, из Белоруссии приезжали. Идет тренировочный процесс. У меня 40 боеспособных актеров-футболистов, которые реально в Академии "Динамо" занимаются, три тренировки в неделю. Они повышают свой уровень, мы смотрим на возможность использовать этих ребят потом в качестве прототипов. Понятно, что мы не избежим ситуации дублеров и будем подбирать профессиональных футболистов в той же Академии "Динамо", которые будут исполнять наиболее сложные технические задачи.

П.Ш.: В этом смысле будут ли какие-то консультации, например, личные, может быть актеров с футболистами того времени, например, с Никитой Симоняном или еще кем-то? Будут ли эти игроки, в прошлом великие футболисты, привлечены к работе над фильмом?

О.К: Я встречался с Симоняном, подробно обсуждали идею создания кино. Естественно, он ее поддерживает как ближайший друг Льва Ивановича. Мы встречались с ветеранами. Безусловная поддержка от таких футболистов, как Урин, Исаев, Парамонов, у нас есть Пильгуй Владимир Михайлович, который приходит на тренировки, смотрит наших вратарей.

У нас тренирует внук Яшина, профессиональный вратарь Василий Фролов. Поэтому по максимуму укомплектовываем и создаем возможность вот так органично перейти уже на съемочный процесс, чтобы наши футболисты все умели. Вы же понимаете, что раньше-то в футбол играли по-другому.

П.Ш.: Да, поэтому я и спросил.

О.К.: Двигались они по-другому, мяч был другой, летел он по-другому, скорость мяча была другая, отсюда были другие технические приемы, поэтому это все, конечно, учитывается.

Д.Р.: Мы подкрались к большому вопросу по поводу, конечно, кастинга на роль самого Яшина. Что у вас с этим происходит? Я понимаю, что идет еще процесс, но, может быть, какие-то есть мысли, наработки?

О.К.: У нас прошли пробы ряда артистов, среди них есть и популярные, например, Георгий Добрыгин, Игорь Петренко, Евгений Цыганов. В той или иной степени они пытались как-то донести образ Яшина пока не до зрителя, а до киногруппы. Надо сказать, что они очень достойно прошли, все по-разному, и Яшин у них разный и по темпераменту, и по ощущениям. Но у нас есть время, и мы будем пробовать, конечно, еще.

Д.Р.: Вы ищете визуального сходства, упираетесь в это, или это не принципиально в работе?

О.К.: Оно принципиально с точки зрения габаритов вратаря, обаяния, каких-то, скажем, базовых, узнаваемых внешних признаков. Понятно, что мы не будем брать голубоглазого блондина на роль Яшина, это же очевидно. Но все-таки приоритет — это некое энергетическое сходство.

П.Ш.: А кто будет окончательное решение по этому поводу принимать? Насколько я знаю, в кастинге, то есть в отборе непосредственно актера, который будет исполнять роль Льва Яшина, участвует его вдова Валентина Яшина. Насколько ее мнение будет учитываться в этом вопросе?

О.К.: Окончательное решение принимаем мы. Режиссер предлагает свои варианты. Я как продюсер буду давать финальное одобрение. Мнение Валентины Тимофеевной для нас важно, но решение принимает не она. Естественно, у нас дружеские, доверительные отношения. Я надеюсь, что наш выбор ей понравится, но выбор все равно за продюсерами.

Д.Р.: Как удалось привлечь Валентину Тимофеевну? Я так понимаю, что предложение не первое, не в первый раз возникает идея снять фильм о Яшине. Она всегда скептически к этому относилась до этого.

О.К.: Да. Она действительно относилась скептически, и она до сих пор не может представить художественный фильм, документальный — понятно, хроника — понятно. Потом есть такая природная, внутренняя у них семейная скромность, мне показалось. Даже этот момент, что она все время говорит: "Ну почему Яшин, что там других динамовцев нет что ли, крутых спортсменов?" Мы ей объясняем, что так сложилось в жизни, что Яшин — №1, это символ "Динамо". Никто не спорит с этим, а она спорит внутренне. Для нее: "А там этот, тот, почему про Льва, он же один из них?". Это ее такая позиция. Отсюда и был этот момент.

Потом давали ей читать сценарий, разные группы людей, особенно после того, как президент Путин официально на телевидении сказал, что да, такой фильм нужен. Понятно, что побежали этот фильм снимать многие, не имея сценариев. У кого-то что-то было в загашнике. Потащили ей, она читает, ее это раздражает.

Кино, в принципе, не про Яшина, а про все там вокруг. Когда мы с ней обсуждали, во-первых, убедили, что это нужно, и договорились, что мы сделаем сценарий, она его будет смотреть, и дадим ей условную редакцию. Она редактировала и какие-то вещи, которые действительно в ее понимании не могли происходить с Яшиным, в части художественного вымысла. Мы дискутировали, какие-то вещи я оставил, убедил ее, от каких-то вещей мы отказались. Это правильно, мне кажется.

Д.Р.: Когда мы думаем о Яшине, мы помним не только его выдающуюся спортивную карьеру, но и трагическую болезнь, вызванную курением. Насколько этот момент будет или, наоборот, не будет как-то обходиться в фильме?

П.Ш.: Будет ли Яшин в фильме курить, даже вот такой вопрос.

О.К.: Знаете, конечно, будет, потому что это уже всем известно, это факт, это была привилегия Яшина — он единственный спортсмен-футболист, кому разрешалось это делать официально. Понятно, неофициально, ему какую-то бумагу там написали, но все делали вид, что они не видят, что Яшин курит. Это стало органикой. Но всем остальным это не разрешалось, могли схлопотать по затылку тут же в присутствии великих тренеров. А Лев Иванович мог. И у него не так было много в жизни привилегий, как выяснилось, и вот курение – это было одной из самых важных привилегий.

Д.Р.: Но эта привилегия на фильм распространится, учитывая проблемы с изображением курения на экране?

О.К.: Согласен, это с точки зрения коммерческого результата, наверное, было бы неправильно делать подробно, и мы учитываем все это, но тут важна правда жизни, понимаете… Он начинал курить, когда подростком работал в эвакуации на заводе, стоял у станка там по 15 часов. И чтобы не заснуть и не отрубить там себе пальцы, ему отец сунул эту папиросу, чтобы он курил.

Д.Р.: Я вижу сцену уже.

О.К.: Она есть.

Д.Р.: Просто я почему заостряю на этом внимание, я представляю себе, если бы это было голливудское кино, в котором вы тоже очень хорошо разбираетесь, там был бы сделан на это акцент, это была бы история про болезнь, вот такая вот душещипательная. Сколько места, скажем так, уделено в фильме именно болезни и смерти Яшина?

О.К.: У нас фильм заканчивается 1971 годом. Будет второй финал, уже буквально перед кончиной его, но мы вот этой темы решили деликатно избежать. Он же болел, там же страшная была болезнь, одна за одной, и это как бы отдельное кино, на самом деле, и про это, честно говоря, желания такого ни у меня, ни у семьи, естественно, не было, поэтому мы избегаем. У нас кино светлое, без вот этих сложных, тяжелых каких-то вещей.

П.Ш.: Патриотическое?

О.К.: Вы знаете, специальное слово "патриотизм", оно не может быть не патриотическим просто по сути своей, это самые яркие победы, связанные с его именем.

Д.Р.: Я понимаю, но можно выпячивать патриотизм, можно выпячивать человека, у нас есть разные сейчас подходы к таким фильмам. Понятно, что бывали задачи снять что-то в жанре спортивно-патриотического кино.

О.К.: Не будем ничего выпячивать, будет так, как оно было по жизни. Патриотизм сильно работает, когда он внутри процесса и когда не выпячивается и не выставляется наружу.

П.Ш.: То есть получается так, что фильм, по сути, заканчивается с футбольной карьерой Яшина, и большая часть его будет посвящена именно его футбольной карьере, то есть непосредственно тому периоду, когда он уже играл за "Динамо" постоянно и за сборную?

О.К.: Да.

П.Ш.: Детство, юность?

О.К.: Детство, юность фрагментарно.

Д.Р.: Насколько – неизбежный вопрос, мы уже упоминали "Легенду №17" – вы в своей работе вообще как-то оглядываетесь, какие-то уроки извлекаете из того, что там получилось, что не получилось у "Легенды №17" как опять же сейчас самого яркого образчика этого жанра?

О.К.: Ну, "Легенда №17", ориентиром может служить коммерческий успех картины, он, безусловно, мощный, и я даже вот, честно говоря, думаю, что "Яшину" повторить этот успех — это очень сложная задача. Она, конечно, решаемая при условии, если сложатся все возможности, которые были, например, у "Легенды №17", когда она выходила, но это действительно очень сильный коммерческий результат. Что касается просто самого кино…

Д.Р.: Да, каких-то творческих решений…

О.К.: Постараемся избежать того, что не получилось в "Легенде №17", а там есть несколько вещей, которые, по моему мнению, не получились. Могу назвать, на самом деле, это мое личное мнение…

Д.Р.: Да, конечно, мы никого не хотим обижать, но мы же можем анализировать.

О.К.: Да, вот просто с точки зрения того же анализа, для меня Валерий Харламов не был похож на Валерия Харламова не внешне, а по энергетике, понимаете? Это вообще мой любимый хоккеист, Харламов, и когда я увидел ну немножко такого гламурного парня, который в одиночку обыгрывает сборную НХЛ, ну ребята, для меня это некий такой, знаете, нонсенс. Вот этого бы хотелось избежать, чтобы там Лев Яшин – супергерой, который ведет за собой команду и один выигрывает матч, потому что в футбол, как и в хоккей, выиграть нельзя. А где команда? А где все прославленные звезды вокруг?

Это должно быть, нельзя ограничиться одним защитником Гуськовым, например, я так понимаю, это Гусев — прототип, а где все остальные? Мальцев, Михайлов, Петров? Ну я так, просто условно говорю. Это первый нюанс, и второй нюанс, который, для меня выглядел немного искусственным, — это, конечно, борьба с системой, надуманная. Не боролся Харламов ни с какой системой, не был он в конфликте, это был любимый игрок многих людей наверху. То же самое вот абсолютно не будем делать с Яшиным. Его многие представляют партийным вратарем, тоже такую, знаете, фишку разыгрывали, уже когда его, конечно, не было. Вот это партийный вратарь, ему там все можно — да бред это, он абсолютно заслуженно достиг этого звания, уровня №1.

Д.Р.: Вы когда снимаете фильм, какая видится аудитория, в первую очередь, то есть футбол, понятно, у нас до сих пор все очень любят футбол, но его все-таки снимают для тех, кто помнит Яшина, для людей постарше или для основной нашей киноходящей аудитории, которая молода и, конечно, очень плохо уже себе представляют, кто это такой.

О.К.: Тут дело вот в чем: если бы я делал коммерческое кино, не связанное с байопиком, с биографией какого-то известного человека, конечно, у меня возможностей больше, я бы ориентировался на финальный результат. В данном случае у меня есть такой внутренний цензор: я не имею права, я могу сделать из этого кино легенду №18, это не так сложно на самом деле. Найти эти сюжеты, обострить конфликты, которых не было, все это можно сделать, но просто результат будут печальный. Это будет кино тогда про некоего вратаря в кепке, хорошего парня-супермена и не будет иметь отношение к жизни Яшина. Мне важно быть точным в деталях, в эпохе и не наврать зрителю, понятно, что художественный вымысел будет, но такой, который мог бы быть с ним.

Д.Р.: То есть вы снимаете по задаче некоммерческое кино и не делаете вот этих коммерческих компромиссов, которые нужны?

О.К.: Мы не делаем коммерческих компромиссов, но мы идем, мы стараемся, чтобы аудитория, молодежь, чтобы она увидела и полюбила этот фильм, и пошла в кинотеатры, которую бы не загоняли туда, рассказывая им или зомбируя, насыщая коммерческую прокатную историю, а вот именно по желанию пошли, посмотрели, и надеемся больше потом, конечно, на сарафанное радио.

Д.Р.: А если мы говорим опять же о коммерции, то, что происходит с источниками финансирования, то есть насколько участвовало, может быть, государство, какие-то футбольные организации, инвесторы?

О.К: У нас пока есть два партнера "ВТБ Арена парк", который строит стадион "Динамо" и осваивает там всю территорию, там огромный проект, и банк ВТБ. Предполагался в этом году партнер в лице государства, в лице Фонда кино. Они не пропустили фильм, наш сценарий, на уровне сценария они его завернули, можно поговорить подробно, но формата передачи не хватит. Очень странная позиция, учитывая высокий уровень сценария, написанного признанным мастером Владимиром Валуцким, и это просто какое-то либо сведение счетов, либо нехватка денег, либо мы кому-то мешаем. Но это чисто такая конкурентная история, когда кого-то кто-то не устроил.

П.Ш.: Официальное объяснение же было какое-то, наверное?

О.К.: Они сказали, что сценарий, у них же комиссия там 20 человек, я уже говорил на пресс-конференции, из которых большая часть — люди ангажированные, они просто зависят от результата, понимаете.

Д.Р.: Да, мы об этом упоминаем регулярно.

О.К.: И они там принимают это решение условно, либо по звонку, не хочу анализировать, но факт остается фактом. К сожалению, просто этот сценарий не прошел эту сценарную комиссию, хотя странно.

Д.Р.: Советский герой, по большому счету.

О.К.: Советский герой, чемпионат мира, сейчас нужны имиджевые вещи, кроме Яшина мало кто может помочь исправить, международная востребованность. Я встречался с Бобби Чарльтоном, с Эйсебио — друзья Яшина, которые хотят этот фильм. И вдруг какие-то люди в этом Фонде кино принимают решение, что этот фильм не нужен, понимаете, что это нонсенс. Они подставляют всех людей, которые ждут этот фильм, ветеранов, которые просят уже давно, чтобы появился фильм о Яшине. Я так подбросил вам немножечко.

Д.Р.: Вы сказали о международном спросе, насколько вы действительно ориентируетесь на экспорт фильма, у вас по меркам российских продюсеров богатый здесь опыт, вы знаете мировой рынок, насколько вы на это смотрите, что для этого надо сделать, какие вы здесь видите перспективы?

О.К.: Вы знаете, надо сделать просто хорошее честное кино, и чтобы в нем было ощущение, что это Яшин. И абсолютно учитывая, что у нас будет футбол снят технологично, современно, мне кажется, что это, конечно, будет иметь запросы международные. Вот собственно задача.

П.Ш.: Но вы будете думать в первую очередь о российском зрителе, конечно?

О.К.: Конечно.

П.Ш.: А вот какие-то возникали мысли, наверное, в части сценария, что вот какой-то момент может быть, если фильм попадет на международные экраны, может быть, будет не очень понятен или вот здесь вот там нужно Яшина назвать Черным пауком, например, или как-то еще. Вот были какие-то такие мысли, или это только проект в первую очередь для российского проката, а в дальнейшем, если получится, то он выйдет на международную историю?

О.К.: Но у нас там все органично, у нас там есть матч Новый Уэмбли, Лондон, у нас будет сконструирована игра, у нас будет играть Бобби Чарльтон, Гривз, Бэнкс — все звезды, кумиры английских болельщиков. Я уже как-то там и обсуждал с англичанами, рассказывал про проект, они говорят: "Да ты что?". В сборной FIFA выходили Ди Стефана, Хенто, Пушкаш, у нас есть эпизод с Пушкашем. У нас уже это все есть, нам не надо ничего придумывать.

П.Ш.: Эти актеры, я так понимаю, которые будут играть именно сэра Бобби Чарльтона и, может быть, Ференца Пушкаша, они будут российскими актерами или все-таки иностранцы?

О.К.: Нет, это западные артисты, конечно, мы будем стремиться к соответствию, к оригинальности, к первоисточнику.

Д.Р.: Мы беседовали с Олегом Капанцом генеральным продюсером компании Kremlin Films, которая сейчас работает над фильмом о Льве Яшине. А вам, Олег, большое спасибо, что пришли, и спасибо, что снимаете это кино, и удачи в работе над фильмом.

П.Ш.: Удачи!

О.К.: Спасибо вам.

Вся лента