"Для греков нет другой альтернативы, кроме Евросоюза"

Янис Варуфакис подал в отставку. Как заявил глава греческого Минфина, его уход упростит переговоры с Еврогруппой. Завкафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Ольга Павленко обсудила тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Оксаной Барыкиной.

Фото: Yves Herman , Reuters

"Мой долг помочь премьер-министру Алексису Ципрасу использовать капитал, который нам дал греческий народ на референдуме", — пояснил Варуфакис. В воскресенье более 61% греков проголосовали против требований кредиторов, Около 39% граждан согласились с условиями Брюсселя.

— Вы с чем связываете отставку Варуфакиса?

— Это одно из условий для продолжения переговоров. Теперь вместо Варуфакиса поедет, соответственно, государственный министр Паппас и первый замглавы МИДа Цакалотос, и пойдет постепенно налаживаться этот переговорный процесс. Самый первый главный сигнал — это был аналитический доклад МВФ, в котором не исключается возможность продолжения финансовой помощи и поиска компромисса с Грецией. Таким образом, просто произошел размен фигур, как это отмечают фактически все комментаторы, и обе стороны постепенно двигаются к компромиссу.

Конечно, Ципрасу это не простят. И, скорее всего, Варуфакис — это первая фигура, которая пала в борьбе с "тройкой" (ЕЦБ, МВФ и Еврогруппа. — "Ъ"). Недаром и американцы, и европейцы отмечают, что нужно проводить структурные реформы, прежде всего политические, и постепенно Ципраса тоже будут в ближайшие два-три года исключать из политического ландшафта Греции.

— По поводу того, что еврозона больше нежизнеспособна — многие об этом заявляют, в частности лидер французского "Национального фронта" Марин Ле Пен сказала об этом в воскресенье. Вы с такой позицией согласны?

— Европа сейчас находится в глубочайшем институциональном кризисе. Причина заключается в том, что они выстраивали принятие политических и экономических решений впереди, не учитывая возможности голосований, не учитывая возможности суверенитетов, интересов суверенитетов и так далее. И теперь как выйти из этого кризиса? Они оказались по сути дела в институциональной ловушке. Происходит такая ситуация, когда государства, не являющиеся донорами евроинтеграции, объединившись в определенные форматы, клубы, продавливают свои решения. И хвост начинает, как говорится, двигать самой собакой. И это проблема, очень большая проблема в Евросоюзе. Если они смогут как-то решить в пользу государств-принципалов, вкладывающихся в евроинтеграцию, возможно, Евросоюз и вылезет из этой институциональной ловушки, но на данный момент действительно очень большая, очень серьезная слабость. И это играет на руку, естественно, Соединенным Штатам.

— Заседание во вторник, о котором сообщили, по просьбе Германии и Франции — как вы думаете, какие будут экстренные меры приняты?

— Вот так трудно, естественно, предположить, потому что только что дал интервью как раз министр иностранных дел Германии. Естественно, для Германии есть вызов определенный, греческий, Германия не должна внутри Евросоюза оставить его без ответа. Но, скорее всего, там будут приняты все-таки решения навстречу Греции, но это будет обставляться рядом очень серьезных и унизительных для Ципраса условий. Они будут постепенно это политическое кольцо вокруг Ципраса сдавливать. Но Грецию будут спасать.

— То, что Банк Греции уже направил запрос в ЕЦБ на выделение наличности — как вы думаете, пойдут навстречу?

— Да, там ходят цифры €52 млрд, ходят цифры €89 млрд как первые цифры для спасения Греции, потому что нет просто выплат по всем социальным статьям, с 30 июня эта программа прекращена, и для греков сейчас самое главное — возобновить все социальные выплаты и добиться, как в письме Ципраса это было сказано, льгот по НДС и по пенсионному возрасту, и по социальным реформам некоторой отсрочки. Но греки идут на очень большой компромисс, потому что просто у них другого выхода, альтернативы для них в данный момент, кроме Евросоюза, все-таки нет. Большинство населения за то, чтобы оставаться в Европейском союзе.

Вся лента