Приехал на сборы
Повышать фискальные доходы Нижегородской области поручили ростовскому налоговику
Новый руководитель управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области Владимир Шелепов заявил о намерениях повысить эффективность взыскания транспортного налога. По состоянию на 1 июня 2015 года недоимка по нему составила почти 935 млн руб. и достигла 36% в общем объеме фискальной задолженности по региону. Эксперты говорят, что собираемость во многом зависит от руководства налогового органа в регионе, но кроме администрирования на это влияют и экономические факторы, которые на данный момент не способствуют росту платежей.
Вчера сотрудникам областного УФНС представили нового руководителя Владимира Шелепова. Как ранее писал „Ъ“, прежний глава ведомства Дмитрий Фотинов, курировавший управление с декабря 2012 года, теперь будет руководить ростовским УФНС, которое до этого возглавлял господин Шелепов. Срочный контракт с Владимиром Шелеповым заключен на два года.
Во время своего выступления новый руководитель УФНС отметил, что намерен разобраться с причинами сформировавшейся в Нижегородской области недоимки по транспортному налогу и повысить эффективность взыскания. По информации областного минфина на 1 июня, владельцы автомобилей задолжали областному бюджету 934,96 млн руб. За год этот показатель не только не снизился, но вырос: по данным на 1 июля 2014 года, недоимка по транспортному налогу составляла 918 млн руб. По словам нового руководителя УФНС, транспортный налог — «бич всех регионов». «Причина формирующейся задолженности в том, что наше законодательство экстраполировано: владелец машины может жить в одном регионе, тогда как транспортное средство зарегистрировано в другом, и найти его не так просто», — пояснил Владимир Шелепов, добавив, что эту проблему нужно решать совместно с ГИБДД. Кроме того, он напомнил, что с налоговой службы «никто не снимал возможность взыскивать задолженность напрямую, минуя службу судебных приставов». «В этом случае нам не придется направлять информацию о задолженности ФССП и ждать, когда должник заплатит налог. Мы можем использовать известные и доступные методы и выяснить, где работает человек, обратиться к его руководству. Отмечу, что административный штраф, наложенный на юридическое лицо за неуплату налогов, значительно выше, чем на физическое», — рассказал о возможных методах работы налоговик.
Присутствовавший на заседании бывший руководитель областного УФНС Николай Поляков (возглавлял управление с 1996-го по 2012 год) отметил, что в целом по уровню собираемости налогов Нижегородская область сейчас находится на 68-м месте в рейтинге субъектов, в то время как, например, Ростовская входит в пятерку лучших.
Работу правоохранительных органов и налоговиков по взысканию долгов ранее резко критиковал губернатор Валерий Шанцев. На июньском заседании правительства, подчеркивая, что в 2014 году до суда не дошло ни одного дела в отношении должников, глава области упрекнул силовиков в «расслабленности, жалости и невнимательности» и пригрозил обращаться в вышестоящие инстанции.
По последним данным областного минфина, за пять месяцев общая недоимка по налогам в регионе выросла на 14,6% и достигла почти 2,59 млрд руб. (подробнее — см. «Контекст»). Министр финансов Ольга Сулима говорит, что налоговикам надо «проводить целенаправленную работу» с должниками, а также развивать дистанционную работу с налогоплательщиками. По транспортному налогу министр говорит о необходимости «дальнейшего совершенствования налогового администрирования и повышения ответственности должников».
Старший директор группы «Международные региональные финансы» Fitch Ratings Владимир Редькин говорит, что в текущей экономической ситуации дело не только в администрировании: «Собираемость зависит и от финансовых результатов, изменений в законодательстве, активности экономических агентов, которые пытаются снизить свои издержки в период экономического спада. Известны случаи, когда бизнесмены не платили налоги, чтобы не брать кредиты и за счет сэкономленных средств, например, рассчитаться с поставщиками. Поскольку штрафы за неуплату налогов меньше, чем выплаты по процентным ставкам».
При этом, по мнению эксперта, велика роль и руководства фискального органа. Владимир Редькин не исключает, что смена главы УФНС может быть связана с неудовлетворенностью областных властей его работой. «Если глава региона считает, что налогов в бюджет поступает меньше, чем могло бы, он может донести эту информацию по неофициальным каналам в вышестоящие органы».
Глава комитета по бюджету и налогам законодательного собрания Нижегородской области Александр Шаронов объясняет смену руководства УФНС ротацией кадров, которая проводится во избежание «сращивания» с коммерческими структурами. Снижение же фискальных поступлений, по мнению господина Шаронова, сегодня характерно для многих регионов: «Если же сравнивать Ростовскую область с Нижегородской, то следует отметить, что у субъектов разная структура экономики. Во-первых, численность населения в Ростовской области больше, во-вторых, это южный сельскохозяйственный регион, а АПК меньше зависит от колебаний в экономике, чем промышленность».