День закрытых дверей
ОНФ не нашел среди российских вузов доступные для всех категорий инвалидов
Ни один из российских вузов, обследованных в июне этого года на предмет доступности для инвалидов, не приспособлен для обучения всех категорий студентов с ограниченными возможностями здоровья. По итогам мониторинга «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) предложил в среду включить доступность для инвалидов в систему критериев оценки качества российских вузов. Опрошенные “Ъ” эксперты полагают, что дело не столько в отсутствии пандусов и подъемников для инвалидных колясок, сколько в отношении к таким студентам со стороны других учащихся и преподавателей. Но несмотря на сложности, количество абитуриентов-инвалидов в России растет.
ОНФ подвел итоги завершившегося 18 июня мониторинга доступности российских вузов для людей с ограниченными возможностями здоровья. Эксперты оценили 57 учебных заведений во всех федеральных округах, кроме Крымского. «Среди обследованных вузов нет ни одного, который бы полностью соответствовал всем критериям доступности для всех категорий инвалидов. Хуже всего дела обстоят с тактильными указателями и специальными цветовыми обозначениями для лиц с поражением зрения — этого нет нигде»,— говорится в сообщении, опубликованном на сайте ОНФ. «Чтобы дело создания доступной среды в вузах сдвинулось с мертвой точки, надо включить в существующую систему независимой оценки качества образовательных услуг критерий доступности получения образования для людей с инвалидностью»,— считает директор Центра независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» Николай Николаев. «Доступность образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями и так входит в число критериев оценки качества работы российских организаций, в том числе образовательных, однако говорится об этом вскользь и каждый университет понимает этот критерий по-разному»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе ОНФ.
В самих вузах полагают, что дело не только в создании доступной среды в зданиях и на территории кампусов, но и в изменении отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья со стороны преподавателей и других учащихся. «Мы стараемся не просто создать среду, но и атмосферу, и окружение. Думаем не только о здоровье инвалидов, но и об обществе, чтобы студенты понимали, что живут в равной среде»,— сказала корреспонденту “Ъ” ректор Южного федерального университета Марина Боровская.
«К сожалению, все показатели существующей системы мониторинга качества вузов статические, не показывают динамики. С учетом того что в разных регионах России разное количество инвалидов, единые показатели для всей страны дают заведомо ложные сведения. Должны быть разработаны критерии мониторинга, эффективные для реализации Конвенции о правах инвалидов. Важна не столько проработка материальных сторон вопроса, сколько морально-нравственных, над ними нужно работать»,— сказала в беседе с корреспондентом “Ъ” член комиссии при президенте по правам инвалидов Ольга Каширина. Она полагает, что в первую очередь нужно поддерживать университеты, которые занимаются составлением авторских программ, в том числе инклюзивного образования. По словам госпожи Кашириной, за последние шесть лет в восемь раз выросло число инвалидов, участвующих в школьных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях: с ее точки зрения, это говорит об изменении их отношения к жизни от пассивного к более активному.
«Универы» проиграли «политехам»
Опубликован рейтинг ведущих университетов стран БРИКС по версии одного из самых авторитетных мировых образовательных рейтинговых агентств — QS (QS University Rankings: BRICS 2015). Позиции большинства российских вузов изменилась не в лучшую сторону. Из 18 высших учебных заведений, входящих в топ-100 этого рейтинга в 2014 году, 10 университетов продемонстрировали снижение своей позиции, в том числе практически вся первая пятерка. Читайте подробнее