Конституционный суд вернул наказание на место
В КоАП обнаружено противоречие Основному закону
Конституционный суд (КС) исправил дефект в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), запретив Верховному и нижестоящим судам освобождать от наказания привлеченных к ответственности нарушителей в случае криминализации совершенных ими деяний. Несоответствие КоАП Конституции доказал в КС мировой судья Виктор Кожинов, не согласившийся освободить предпринимателя Романа Огурцова от уплаты штрафа за организацию игорного бизнеса в связи с введением за это уголовной ответственности.
КС признал частично неконституционным п. 2 ст. 31.7 КоАП о безусловном прекращении исполнения вступившего в силу постановления об административном наказании в случае отмены административной ответственности. Поскольку закон, смягчающий или улучшающий положение лица, в отношении которого наказание не исполнено, имеет обратную силу, суды прекращали такие дела, даже если правонарушение было переведено в разряд уголовных преступлений. Такой подход противоречит Конституции, признал КС.
Обнаружить изъян в КоАП КС помогла бдительность мирового судьи из Нижегородской области Виктора Кожинова. Он обратился в КС, получив ходатайство оштрафованного в 2014 году на 30 тыс. руб. за организацию игорного бизнеса в интернете предпринимателя Романа Огурцова о прекращении его дела. Нарушитель воспользовался вступившим в силу 3 января 2015 года законом о криминализации инкриминированной ему статьи КоАП в отношении физлиц и индивидуальных предпринимателей. Уголовный кодекс предусматривает за то же деяние более строгое наказание вплоть до 500 тыс. руб. штрафа или двух лет лишения свободы. "Прекращение исполнения административного наказания в условиях продолжающегося преследования государством за совершение того же деяния нарушает Конституцию",— пожаловался судья Кожинов.
КС подтвердил, что законодательством эта ситуация не урегулирована, и судебная практика исходит из правила об обратной силе закона, отменяющего административную ответственность. В постановлении упоминаются семь вынесенных в 2015 году постановлений Верховного и нижестоящих судов, которые, "рассматривая дела об административных правонарушениях, прекращали производство в связи с криминализацией этих деяний". "Федеральный законодатель обязан создавать стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения",— заявил КС. "Основанием для прекращения исполнения наказания может быть лишь такая отмена административной ответственности, которая не сопряжена с одновременным введением за него уголовной ответственности",— пояснил судья-докладчик КС Александр Кокотов. Однако суды, уточнил КС, могут отказывать в прекращении дел лишь при соблюдении двух условий: если нормы, отменяющие административную и вводящие уголовную ответственность, вступили в силу одновременно, а ответственность после криминализации сохраняется "именно за то деяние, за которое предусматривалось административное наказание". Требовать от законодателя урегулировать вопрос о продолжении исполнения ранее назначенного административного наказания КС не стал.
"Формально нарушитель мог избежать ответственности: исполнение постановления о его привлечении к административной ответственности надо было прекращать, а к уголовной — привлечь нельзя. Закон, ужесточающий ответственность, обратной силы не имеет. Но это явно противоречит духу закона и воле законодателя",— комментирует решение КС глава аналитической службы юрфирмы "Инфралекс" Ольга Плешанова. "Норма КоАП, обязывающая суд отменить исполнение наказания за деяние, переведенное из категории правонарушений в категорию преступлений, безусловно, законодательный брак. Огорчает, что судьи применяли данную норму, и никто из них до Виктора Кожинова не счел своим долгом обратиться в КС с запросом о ее конституционности",— отметил вице-президент Федерального союза адвокатов Сергей Попов.