Нагота бывает развратной (эротической) и благородной (в том числе, религиозной) — первый тип запрещали и преследовали, второй всячески пестовали. После того, как Facebook заблокировал ссылку на историко-архивную статью на сайте kommersant.ru c кадром из греческого фильма 1955 года «Фальшивая монета», где актриса позирует художнику обнаженной, «Ъ» продолжает выяснять, какие еще изображения женского тела в искусстве испытывали на себе строгость нравов.
Богиня со змеями. Крит, около 1600 года до н.э. Самые популярные у зрителей и музеев артефакты первой европейской цивилизации, возникшей на Крите около четырех тысяч лет назад — статуэтки либо жриц, либо богинь с открытой грудью и со змеями в руках. Змеи символизируют обновление и перерождение, поскольку регулярно сбрасывают кожу
Пракситель. «Афродита Книдская». 4 век до н. э. Согласно римскому историку Плинию Старшему, жители острова Кос заказали великому скульптору Праксителю статую богини любви. Пракситель сделал две — одетую и обнаженную. Жители Коса наготы устрашились и взяли одетую, а их соседи с полуострова Книдос, наоборот, воодушевились обнаженной версией. Оригинал Праксителя не сохранился, статуя известна во множестве копий, но что самое важное — поза богини, слегка прикрывающей наготу перед тем, как искупаться в омолаживающем источнике, копировалась во множестве вариантов и попадала в коллекции итальянских меценатов, где с божественной красотой знакомились художники Возрождения
Ботичелли. «Рождение Венеры». 1482-1486 В Средние века нагота чаще всего встречалась как признак греховности, и голыми людей изображали в основном в адском пламени Страшного Суда. В эпоху Возрождения нагота стала восприниматься как признак божественного происхождения и символ чистоты. Знаменитая картина Сандро Ботичелли вдохновлена поэзией философов-гуманистов, видевших в красоте путь на небо — и в религиозном, и в моральном аспекте
Пьеро ди Козимо. «Симонетта Веспуччи». Около 1490 Один из главных портретов эпохи Возрождения — знаменитая красавица Симонетта Веспуччи в образе Клеопатры. Обнаженная грудь и змея — атрибуты египетской царицы: согласно Плутарху, она погибла от укуса аспида. Впрочем, историки до сих пор спорят обо всех деталях этого портрета —возможно, это не Симонетта, а змеи, как и в критской статуэтке, всего лишь символ возрождения и смены жизненных циклов
Тициан. «Любовь небесная и любовь земная». 1514 +Классический вопрос на засыпку студентам-первокурсникам и любителям викторин в интернете — где тут земная, где небесная? Правильный ответ показывает, насколько наши представления об уместности наготы не совпадают с ренессансными. Земная грустно обнимает вазу с бриллиантами, заранее зная, что все богатства с собой в могилу не возьмешь, а небесная, с вечным огнем в руке и без лишней одежды, уже практически в полете
Гойя. «Обнаженная Маха». 1797-1800 Интересный пример тождества неприличности и современности, существующего в мозгах большинства старых и новых цензоров. Гойя написал «Обнаженную Маху» для коллекции крайне не популярного премьер-министра Испании Мануэля де Годоя. В 1808 году инквизиция заинтересовалась коллекцией ню, принадлежащей де Годою, а заодно допросила и Гойю, одним из пунктов защиты которого стал аргумент, что он вдохновлялся «Венерой» Веласкеса, написанной за 150 лет до того и принадлежавшей королю Филиппу IV. Против «Венеры» церковь ничего не имела, и с Гойей тоже обошлось, несмотря на то, что на его картине впервые в истории европейской живописи изображены лобковые волосы в нейтральном контексте — без прямого осуждения падшей женщины
Эжен Делакруа. «Свобода на баррикадах». 1830 Универсальный образ революционного подъема был создан пионером романтической живописи Эженом Делакруа под впечатлением от июльской революции 1830 года, в результате которой Франция избавилась от Бурбонов и получила конституционную монархию. Обнаженная грудь никого не смущала: новое правительство купило картину в 1831 году и планировало повесить в Люксембургском дворце как напоминание новому монаржу Луи-Филиппу о народе, которому он всем обязан. Правда, в 1832 году Париж накрыло уже новое восстание, против Луи-Филиппа, и картину вернули автору
Жан Огюст Доминик Энгр. «Турецкие бани». 1862 Во второй половине 19 века французская буржуазия отличалась пуританством и повышенной чувствительностью к неприличному. «Турецкие бани» дважды предлагались Лувру, но закупочная комиссия отказывалась брать на себя отвественность за такое количество обнаженных тел. Картина оказалась в коллекции бывшего турецкого дипломата Халил Бея, рядом со скандальнейшим «Началом мира» Гюстава Курбе (основателя реализма и идеологического врага Энгра)
Эдуар Мане. «Олимпия». 1865 «Мои глаза выше», говорят женщины мужчинам, слишком отвлекающимся на грудь. Из-за глаз-то, а вовсе не из-за чего-то другого, и разгорелся скандал вокруг «Олимпии» импрессиониста Мане, выставленной на Салоне 1865. Мало того, что некоторые детали указывают на то, что перед нами — портрет женщины легкого поведения, так еще и взгляд ее прямой и торжествующий. Защитников у картины почти не нашлось, и только в 1890 году государство приобрело ее в коллекцию
Иван Щадр. «Девушка с веслом». 1936 Историк Владимир Паперный писал о том, что сталинские здания и памятники делались как будто для другого, нерусского климата. Просторные итальянские террасы в домах, культ лета и солнца, и, конечно, обнаженка — как у «Девушки с веслом», сделанной для ВДНХ Иваном Щадром, автором важнейшей для советского искусства работы «Булыжник — орудие пролетариата». Многочисленные девушки с веслами, ставившиеся по всему СССР, однако, копировались с модели другого скульптора, Родиона Иодко, и обнаженными не были — носили закрытый купальник, чтобы не скандализировать регионы
Фото: Коммерсантъ / Александр Щербак
Виллем де Кунинг. «Женщина I». 1950-1952 Пуританство бывает не только в спокойном мире обывателей, но и в среде авангардистов, доказательство чему — реакция коллег-абстракционистов на «Женщин» американского художника Виллема де Кунинга. Отход от чистой беспредметности, да еще и в столь яркую и энергичную фигуративность, воспринимался ими как предательство идеалов высокого искусства и погоня за дешевой популярностью
Пабло Пикассо. Алжирские женщины. 1955 12 мая этого года картина Пикассо «Алжирские женщины» поставила абсолютный рекорд стоимости на открытых торгах аукционного дома Christie’s. По мнению телеканала MyFoxNY, картина не предназначена для семейного просмотра: цензоры замазали обнаженные груди кубистских девушек. В сети поднялся небольшой скандал, но он утих, когда выяснилось, что MyFoxNY имеет лишь косвенное отношение к известному своим консерватизмом каналу Fox News
Фото: AP / Kathy Willens
Илья Глазунов. «Утро». 1956 «Величайший художник современности» по версии сайта glazunov.ru начинал с символизма и легкой эротики. В начале 1960-х это виделось многими как маленькая сексуальная революция, что обеспечило выставкам Глазунова огромные очереди и разгромную критику в печатных изданиях
21 июля социальная сеть Facebook заблокировала ссылку на историко-архивную статью на сайте kommersant.ru о том, как в советские годы власть боролась с эротикой в кино. Материал был проиллюстрирован кадром из греческого фильма 1955 года «Фальшивая монета», где актриса позирует художнику обнаженной. По правилам Facebook, нарушением не считается публикация изображений из произведений искусства, однако заметка с кадром из фильма была удалена, поскольку на нее пожаловался кто-то из читателей. «Ъ» решил проверить, какие еще изображения женского тела в искусстве оскорбляют эстетические чувства пользователей и ставят соцсети в неловкое положение.
Начало — http://kommersant.ru/gallery/2774216 .