«Мы видим всего лишь отложенный спрос»
Эксперты отметили рост покупательской активности
Россияне стали меньше экономить в магазинах. По данным экспертов компании Initiative, потребительский спрос начал восстанавливаться с мая текущего года. Пока рост покупательской активности распространяется на повседневные товары — продукты питания и бытовую химию. Из категории длительного пользования потребители стали чаще приобретать компьютеры, ноутбуки и планшеты. Финансовый аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаной Барыкиной.
— Как вы считаете, действительно ли потребительский спрос восстанавливается после введения уже продуктового эмбарго, падения курса рубля?
— Спрос не восстанавливается.
Мы видим всего лишь отложенный спрос, который реализовался на фоне небольшого укрепления рубля и пока еще достаточно низкого уровня безработицы.
То есть опасения домохозяйств, которые увеличивали сбережения, подушки безопасности, отчасти не реализовались, соответственно сейчас на рынке наблюдается отложенный спрос на товары длительного пользования — на одежду, обувь, автомобили, бытовую технику.
— Поясните, пожалуйста, отложенный спрос — что это значит? То есть когда повысился курс в декабре, тогда отложили, а потом воспользовались этим снижением или что?
— Да, даже не столько из-за повышения курса, сколько из-за опасений, допустим, увольнения с работы, роста уровня безработицы. Или из-за опасения сокращения зарплаты. То есть эти опасения отчасти не оправдались. Безработица у нас достаточно низка, в том числе из-за демографических факторов, из-за того, что плавающий курс принял на себя часть внешнеэкономических шоков. То есть отчасти опасения не реализовались. И спрос на товары длительного пользования, отложенный спрос сейчас наблюдается на рынке.
— То есть это не тренд, не тенденция, а разовая история, краткосрочная?
— Да.
Для того, чтобы увидеть тренд на восстановление, должен произойти рост реальных зарплат. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2015 году реальные зарплаты, то есть номинальные с учетом коррекции на инфляцию, сократятся примерно на 10%. То есть о восходящем тренде говорить пока не приходится.
— А как инфляция влияет на потребительский спрос?
— Если в среднем у российского домохозяйства расходы немножко ниже, чем доходы, остальное идет на сбережение и на оплату кредитов. Соответственно, если инфляция увеличивается, домохозяйства вынуждены тратить больше на товары повседневного пользования, то есть на еду, на продукты питания, и меньше на товары длительного пользования. Поэтому спрос в целом по всему рынку падает на товары длительного пользования.
— Каковы ваши прогнозы, что дальше будет, какие показатели нас ждут?
— В целом рынок товаров длительного пользования — одежда, обувь, бытовая техника, отчасти мобильная электроника, автомобили, примерно упадет в реальном выражении, то есть с учетом инфляции на уровень сокращения реальной зарплаты, на те же самые 10%.
— Это произойдет когда?
— По итогам 2015 года в целом за год.
— Этот валютный скачок отразится тоже на спросе в ближайшее время?
— Нынешний валютный скачок, если он завершится на текущих уровнях, никак не отразится на потребительском спросе, потому что при прочих равных рост инфляции не произойдет в годовом выражении. Тот валютный скачок, который мы сейчас наблюдаем, его воздействие на инфляцию будет компенсировано дефляционным эффектом от сбора урожая, то есть традиционно осенью в России наблюдается продовольственная дефляция, иногда потребительская, и этот рост цен на импорт будет компенсирован снижением цен на продукты питания. Я не думаю, что будет иметь инфляционный эффект ослабление рубля, то, что мы сейчас наблюдаем, по крайней мере, на текущих уровнях. Если будет рубль ослабляться дальше, если он уйдет выше 60 по отношению к доллару надолго, это уже будет иметь инфляционные последствия.