Американцы узнают разницу в зарплатах

Власти обяжут компании публиковать разницу в заработках топ-менеджеров и рядовых сотрудников

Комиссия по ценным бумагам и биржам США намерена одобрить новое правило, в соответствии с которым компании будут обязаны указывать разницу между средним заработком топ-менеджмента и рядового служащего данной компании, сообщают американские СМИ. Если ранее разницу в заработках верхушки корпораций и среднего сотрудника подсчитывали журналисты или независимые исследовательские компании, то теперь эта информация станет официальной.

Официально этой мерой власти не собираются ограничивать заработки топ-менеджеров. Однако СМИ предполагают, что публикация таких данных, особенно для компаний с очень большим разрывом, может вызвать соответствующую общественную реакцию в адрес таких компаний.

По мере оживления общественного обсуждения новых правил, идущего в США уже не первый год, не дожидаясь решения Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), некоторые американские компании уже публикуют такую информацию. Например, хьюстонская нефтегазовая компания Noble Energy в апреле сообщила, что общий размер заработка ее бывшего гендиректора Чарльза Дэвидсона в 82 раза превысил среднюю зарплату сотрудников компании. В другой энергетической компании, NorthWestern Corp., существует 24-кратный разрыв. По подсчетам WSJ, по итогам 2014 года гендиректора пяти крупнейших финансовых компаний США — JPMorgan Chase, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Citigroup, Bank of America — заработали в 124 раза больше, чем в среднем сотрудники их компаний. Впрочем, отмечается, что в 2006 году разрыв был вдвое больше — 273-кратным.

По подсчетам Associated Press, основанным на статистике Министерства труда США, в 2014 году гендиректор американской компании получил в 205 раз больше, чем средний сотрудник американской компании. Это несколько ниже, чем годом ранее: в 2013 году разрыв составлял 257 раз. Среднегодовая зарплата американского служащего в 2014 году составила $47 230. Многомиллионные бонусы руководителям крупных компаний нередко вызывают острую реакцию как со стороны СМИ и общественности, так и со стороны акционеров, особенно в те годы, когда результаты деятельности компаний не являются блестящими.

Слишком большой разрыв в заработках топ-менеджеров и рядовых сотрудников критикуют не только в США. В 2013 году швейцарский парламент рассматривал законопроект молодежного крыла Социал-демократической партии Швейцарии (JUSO) под условным названием «Инициатива 1:12». Основная идея — законодательно ограничить зарплату топ-менеджеров, привязав ее к зарплатам низкооплачиваемых сотрудников — сделав так, чтобы самая высокая зарплата в какой-либо компании не превышала более чем в 12 раз самую маленькую зарплату в той же компании. Для внесения инициативы в парламент партия собрала более 100 тыс. подписей граждан Швейцарии. Однако в марте 2013 года Совет кантонов Швейцарии (верхняя палата парламента) не одобрил этот законопроект: 26 депутатов высказались против, 10 проголосовали за, 2 воздержались. Оппоненты инициативы считают, что слишком жесткое регулирование заработной платы может привести к оттоку топ-менеджеров из страны. Как сообщила тогда “Ъ” секретарь исполнительного комитета JUSO Кристина Шюпбах, «социал-демократы в Германии и Франции выразили поддержку этой идеи, а в Еврокомиссии уже долгое время обсуждают ограничения на бонусы для топ-менеджеров».

Евгений Хвостик


Высшее высокооплачиваемое

Вслед за Министерством образования и науки, которое в мае опубликовало данные о зарплатах выпускников вузов, свои выводы представили и участники рынка труда. Рекрутинговая компания HeadHunter познакомила "Ъ" с результатами исследования, как меняется зарплата выпускника в течение нескольких лет после начала карьеры. Как оказалось, выгоднее всего учиться на программиста, юриста или банковского служащего — со временем им начинают платить больше, чем остальным. При этом, уверяют эксперты, нынешний кризис несильно отразился на уровне зарплат выпускников вузов. Читайте подробнее

Вся лента