Все едут по плану

“Ъ” разъясняет, что ждет автомобилистов в ближайшие два-три года

Из утвержденного премьер-министром России Дмитрием Медведевым плана по борьбе с аварийностью на дорогах становится примерно понятно, к чему стоит готовиться водителям в ближайшие два-три года. Будет введено наказание за агрессивное вождение, задержание машин пьяных водителей под крупный залог, новые повышающие коэффициенты при расчете ОСАГО для злостных нарушителей, балльная система наказаний, обязанность пройти лечение после нетрезвой езды, скидки на штрафы. “Ъ” разъясняет водителям эти и другие нововведения.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Что произойдет в ближайшее время: эвакуация и скидки на штрафы

В субботу, 8 августа, вступили в силу новые правила эвакуации автомобилей. Теперь запрещено перемещение на штрафстоянку машин, припаркованных под знаком «Стоянка запрещена», если отсутствует табличка «Работает эвакуатор». Для случаев, когда запрещающего знака нет, но машина припаркована с нарушением (например, стоит на тротуаре, на остановке или во втором ряду), эвакуация разрешена без каких-либо ограничений или табличек. В Москве из 30 тыс. знаков, запрещающих стоянку, 6 тыс. оборудованы табличками. Подробнее читайте в номере “Ъ” от 7 августа.

1 января 2016 года водители смогут получить 50-процентную скидку при уплате штрафа, если сделают это в течение 20 дней после вынесения постановления о нарушении. Вступит в силу соответствующий закон, он уже подписан президентом. Воспользоваться скидкой не смогут граждане, задержанные за вождение в пьяном виде и систематически нарушающие. Подробнее о законе — в материале "Ъ".

Что произойдет с высокой долей вероятности: ограничения скорости, передача полномочий, цены на эвакуацию

Осенью Госдума, скорее всего, рассмотрит ряд важных законопроектов, которые также могут существенно отразиться на водителях. В Госдуме и правительстве решат вопрос о масштабном ограничении скорости по всей стране, это обсуждается последние десять лет. Рассматриваются два варианта: вернуть штраф за превышение скорости на 10 км/ч (отмененный год назад) или ввести в ПДД обязанность ездить не быстрее 50 км/ч в городах (действующее ограничение — 60 км/ч). МВД и Минтранс сейчас просчитывают возможные финансово-экономические последствия от этой меры.

Еще один законопроект, который может быть рассмотрен осенью, передает московским властям право штрафовать водителей по 38 составам нарушений ПДД вместо Госавтоинспекции. Сейчас Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) штрафует сама лишь нарушителей правил парковки. Против передачи полномочий выступают депутаты Госдумы и ГИБДД, потому что ранее работа МАДИ уже вызвала массу нареканий и со стороны прокуратуры. Эксперты ожидают в связи с нововведением «массовой травли водителей».

Осенью Госдума планирует рассмотреть законопроект, ужесточающий наказание за управление машиной с чрезмерно тонированными стеклами. В конце прошлого года ГИБДД перестала снимать номера за это нарушение, а 500-рублевый штраф нарушителей, как выяснилось, не сдерживает: депутаты хотят увеличить санкцию до 1–1,5 тыс. руб. Пока законопроект не принят, ГИБДД научилась арестовывать нарушителей правил тонировки.

Ориентировочно к концу 2015 года региональные власти изменят тарифы на эвакуацию автомобилей в соответствии с единой методикой, разработанной Федеральной службой по тарифам. Документ призван устранить самодеятельность субъектов федерации в вопросах ценообразования: к примеру, в Москве стоимость перемещения зависит от мощности двигателя, в Челябинске — от пройденного эвакуатором расстояния. ФСТ хочет использовать в качестве базовой величины массу машины.

План Белого дома: агрессивное вождение, подорожание ОСАГО для нарушителей и баллы

Значительная часть нововведений для водителей содержится в плане по снижению аварийности, который был опубликован на сайте правительства РФ 7 августа. Его можно поделить на несколько блоков.

Первый блок посвящен дальнейшей борьбе с пьянством за рулем:

— До 15 октября 2015 года будет подготовлен законопроект о залоге за задержание транспортного средства. Минюст, ответственный за выполнение пункта этого плана, этот документ подготовил еще в 2014 году. Предлагается удерживать автомобиль, которым управлял нетрезвый водитель, до уплаты залога в 50 тыс. руб. (сумма впоследствии может быть скорректирована). Предполагается, что до того, как деньги поступят на счет полиции, никто воспользоваться машиной не сможет. Впоследствии залог будет учитываться в счет штрафа, который определит суд за пьяное вождение. Подробнее про законопроект — в материале "Ъ".

— Также до 15 октября 2015 года Минздрав разработает законопроект, который позволит судам налагать на пьяного водителя обязанность пройти «диагностику, профилактические мероприятия, лечение и медицинскую реабилитацию в связи с употреблением психоактивных веществ». Несколько лет назад Минздрав уже выступал с аналогичной инициативой, сейчас ведомство, по сути, заручилось поддержкой в Белом доме: разработку поправок заложили в правительственный план.

Второй блок — общее ужесточение наказаний для нарушителей ПДД:

— В четвертом квартале 2015 года МВД и Минюст подготовят законопроект, вводящий дифференцированное наказание за систематическое нарушение ПДД, иными словами балльную систему. Она существовала в советские времена: за каждый вид нарушения водителю начисляли баллы, при накоплении которых действие прав прекращалось. ГИБДД пыталась вернуть эту систему несколько раз, но из этого ничего не вышло. Последний раз попытка была предпринята в 2013 году, но вместо этого была введена альтернативная система — повышенная санкция за повторные нарушения в течение года (например, за красный свет — 5 тыс. руб. или лишение прав). Законопроект, заложенный в правительственном плане, станет третьей попыткой ввести балльную систему.

— В первом квартале 2016 года ЦБ и МВД представят в правительство РФ доклад о введении новых повышающих коэффициентов при расчете ОСАГО, зависящих от количества совершенных нарушений ПДД. Каким образом эта система будет работать, пока не ясно, но единая информационная база для расчета коэффициента «бонус-малус» у страховщиков уже есть (чем больше аварий, тем дороже страховка). В Российском союзе автостраховщиков инициативу уже поддержали. «Неаккуратные водители, как правило, чаще становятся виновниками ДТП, в то же время сейчас ситуация такова, что в автостраховании зачастую все платят за полис исходя из усредненных показателей, что приводит в конечном счете к тому, что аккуратные водители платят за гонщиков,— пояснил “Ъ” президент РСА Игорь Юргенс.— В настоящее время особенную актуальность получают системы построения бизнеса в автостраховании, основанные на понимании того, как водит автомобилист. РСА всячески поддерживает все те меры, которые позволят снизить аварийность на дорогах, и это во многом является бизнес-составляющей для этой отрасли».

— Также в первом квартале 2016 года МВД подготовит проект постановления правительства РФ (вероятно, речь идет о поправках к ПДД), в котором будет определено понятие «опасное вождение». Эта тема обсуждалась в Госдуме еще в 2012 году: депутаты предлагали приравнять к агрессивной езде «игру в шашечки» на дороге, резкие ускорения и торможения, несоблюдение безопасной дистанции и ввести за это штраф до 5 тыс. руб. В 2013 году тема эта всплыла на совещании у Дмитрия Медведева, тогда премьер идею поддержал. Сейчас на рассмотрении парламента находится законопроект ЛДПР на эту тему, внесенный еще в 2014 году. Главная проблема, о которой говорят большинство экспертов,— это сложности при выявлении агрессивного вождения, поскольку это требует субъективной оценки инспектора ГИБДД, а определить достаточно объективные критерии сложно. Кроме того, значительную часть нарушений ПДД сегодня контролируют автоматические камеры, которые пока не умеют определять опасный стиль езды.

— В третьем квартале 2016 года Минюст, Минэкономразвития, МВД и ФССП подготовят законопроект, ограничивающий доступ граждан, имеющих задолженности по административным штрафам, к государственным и муниципальным услугам. В Госдуме такой законопроект уже готовят: ограничения начнут действовать при долгах от 10 тыс. руб. (это, к примеру, три неоплаченных штрафа за парковку и два превышения скорости на 20 км/ч). “Ъ” сообщал об этой инициативе еще в феврале 2015 года.


Как менялись ПДД, КоАП и другие документы за последние несколько лет

15 октября 2014 года вступили в силу масштабные поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) РФ. В частности, инспекторы ГИБДД потеряли право снимать номера с автомобилей нарушителей. Зато освидетельствовать водителей на состояние опьянения можно без понятых, возвращать права после лишения будут только при отсутствии долгов по штрафам. Кроме того, все «водительские» санкции начали действовать и для владельцев скутеров: их теперь могут не только оштрафовать, но также подвергать аресту и лишать прав. Подробнее

4 августа 2014 года похищение автомобильного госзнака стало уголовным преступлением: за это можно попасть в тюрьму или уплатить штраф 200 тыс. руб. Для того чтобы применить новое наказание, следствию придется доказать, что номера были украдены из «корыстной заинтересованности». Подробнее

1 апреля 2014 года ГИБДД начала выдачу водительских удостоверений нового образца. Документом предусмотрены семь новых водительских категорий, включая «М» для владельцев скутеров. Подробнее

15 октября 2013 года вступили в силу новые правила регистрации автомобилей в ГИБДД. Для продажи машину не нужно снимать с учета — достаточно лишь переоформить право собственности и получить деньги. Транзитные номера, существовавшие с 1990-х годов, ушли в прошлое: госзнак прежнего владельца теперь автоматически сохраняется за новым собственником. Поставить на учет автомобиль можно будет в ГИБДД любого региона. Подробнее

1 августа 2013 года в Москве на Звенигородском шоссе, проспекте Маршала Жукова и на одном из участков Ленинградского проспекта автомобилистам разрешили разгоняться до 80 км/ч вместо 60 км/ч. Фактически на этих дорогах разрешили безнаказанно развить скорость и до 100 км/ч: штраф за превышение скорости до 20 км/ч более не применяется. Подробнее

С 24 июля 2013 года водитель, в выдохе которого алкотестер зафиксировал менее 0,16 мг спирта, уже не считается пьяным и, следовательно, не понесет никакого наказания. Более того, с 1 сентября лишенные ранее за пьянку водители смогут вернуть права через суд. Также были ужесточены наказания практически за все нарушения ПДД — от проезда на красный свет, нетрезвого вождения до разговора за рулем по телефону и разворота в неположенном месте. Подробнее

1 июля 2013 года вступили в силу поправки к КоАП РФ: штраф за проезд грузовика без пропуска по МКАД был увеличен до 5 тыс. руб. В течение трех месяцев власти методично увеличивали эту санкцию с 500 руб., чтобы разгрузить кольцевую дорогу. В результате скорость движения увеличилась всего на 3–5 км/ч: освободившееся место на кольцевой заняли легковые машины, большегрузы же теперь стали забивать дороги по ночам. Подробнее

1 января 2012 года в России вступили в силу поправки к КоАП, ужесточающие санкции за нарушения ПДД. В первую очередь выросли штрафы за нарушения, из-за которых возникают пробки: проезд на красный свет, пересечение стоп-линии при запрещающем сигнале светофора и выезд на перекресток во время затора с созданием помех для остального транспорта. Подробнее

Иван Буранов

Вся лента