Антикризисное почвенничество
"Архстояние" в поисках спонсора и смысла
Фестиваль архитектура
Десятый фестиваль "Архстояние" прошел без участия своего постоянного спонсора — компании "Архполис", прекратившей существование в декабре прошлого года. За тем, как куратору Антону Кочуркину и продюсеру Юлии Бычковой удалось выпутаться из непростой ситуации, наблюдала АЛЕКСАНДРА ШЕСТАКОВА.
В этом году "Архстояние" решило "пойти в народ", то есть переместилось в расположенную в 5 км от Никола-Ленивца деревню Звизжи, наконец-то обратив внимание на местных жителей и позволив им немного заработать на фестивале — еду и разнообразные сувениры в Звизжах в этом году в основном продавали деревенские. Идея, правда, совсем не новая. Соавторами Николая Полисского и строителями его невероятных объектов всегда были как раз жители Звизжей. Следы сотрудничества можно найти и на местных огородах. Например, посреди двора перед домом постоянного участника художественных строек Владимира возвышается бывший телеграфный столб с деревянными птицами, похожими на существ с объекта Николая Полисского "Границы империи" 2007 года.
В этот раз ветеран русского ленд-арта превратил разрушенный сельский магазин в невесомую конструкцию, состоящую из нанизанных друг на друга деревянных треугольников. Долгое время Полисский использовал для своих произведений в основном природные материалы и позволял искусству жить своей жизнью и исчезать в земле со временем. Один из немногих объектов, построенных с использованием металла, "Вселенский разум" — средство связи с иными мирами, появившееся на никола-ленивецком поле в 2012 году, часть материалов от его строительства пошла на "Сельпо". В этом году к привычному материалу вынужденно добавилась кирпичная кладка — остатки магазина. Сочетание дерева и камня не только дает некоторый запас прочности, полезный для объекта, стоящего не в чистом поле, а на деревенской площади, но и предлагает вариант развития событий для разрушающихся со временем построек: превращение в скульптуру вместо сноса.
"Бельведер Звизжский" Алексея Козыря — переделанная архитектором в батискаф автобусная остановка — самый функциональный объект "Архстояния". Он не только украшал привычное место встреч местных жителей, но и, находясь напротив "Сельпо", ограничивал деревенскую площадь.
Одной из главных звизжских до фестиваля высот была водонапорная башня, торчащая над поселением. Ее форму повторили не только закручивающие спиралью верхушки "Сельпо", но и "отзеркалил" будто бы вырастающий из картофельного поля музей сельского труда Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой. Изнутри, заканчивающаяся параллелепипедом глиняная колонна увешана всевозможными мотыгами, плугами и стиральными досками, найденными архитекторами в деревнях, свет из расположенного на потолке окна падает на инструменты прямо как в храме.
Правда, к началу фестиваля доделать удалось не все — одна из стен "Сельпо" осталась незакрытой деревянными конструкциями и теперь зияла кирпичной кладкой. Роль сыграла нехватка средств. В декабре прошлого года "Архстояние" лишилось основного спонсора — управляющая компания Никола-Ленивца "Архполис", принадлежавшая бизнесмену Максиму Ноготкову, прекратила свое существование. Правда, земля, на которой проходит "Архстояние", до сих пор принадлежит господину Ноготкову, а права на расположенные на этой земле ландшафтные объекты никак не закреплены. Средства на проведение фестиваля дали небольшие организации, притом некоторые помогали не деньгами, а "натурой" — например, наладили ночное освещение на фестивале (UltimatumGroup). Часть денег на создание работы Николая Полисского удалось собрать с помощью краудфандинга, а на строительстве работали не только деревенские жители, но и волонтеры фестиваля. После исчезновения крупного капитала "Архстояние" вернулось к идеям сотрудничества, с которых оно и началось, когда архитекторы впервые приехали в глушь, чтобы создавать там временные конструкции без стекла и бетона.
К десятому разу "Архстояние" подрастеряло былую легкость. Да и произведения после переезда в деревню стали больше тяготеть к постоянству. Эфемерности фестивалю вроде бы должна была придать обширная звуковая программа. К сожалению, это удалось лишь частично. Например, "Значение моря для средней полосы" идеально вписалось в ландшафт: чтение стихотворения Александра Введенского на разные голоса, доносящиеся откуда-то из зарослей, превращало прогулку к реке в путешествие по волшебному лесу. Ночная же музыкальная программа, проходившая на двух сценах в Никола-Ленивце, принесла все неприятности музыкального фестиваля вроде большого количества нетрезвых людей, вовсе не добавив очарования месту, где слушать хочется лишь переливы собственных мыслей.