«В Москве должно быть в три-четыре раза больше супермаркетов, чтобы была нормальная конкуренция»

Торговые сети расширяются рекордными темпами

Продуктовые магазины расширяются, несмотря на кризис. За последние полтора года торговые сети показали рекордное увеличение площадей. Об этом свидетельствуют данные компании INFOline. В прошлом году крупнейшие игроки рынка нарастили более 2 млн кв. м. Это на 200 тыс. больше, чем в 2012 и 2013 годах. В итоге совокупная площадь магазинов увеличилась на 15% — до 16 млн кв. м. В первом полугодии 2015 года темпы прироста ускорились: общая торговая площадь сетей выросла на 1,25 млн кв. м. Это в полтора раза больше, чем в первом полугодии 2014 года. Глава компании «INFOline-Аналитика» Михаил Бурмистров обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Алексеем Корнеевым.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

— Это рекордные данные за какой период?

— Это рекордные показатели за весь период наблюдений. Мы анализируем динамику развития крупнейших торговых сетей, которые осуществляют торговлю товарами повседневного спроса, с 2004 года.

— То есть товаров все меньше, они все дороже, а продуктовые магазины расширяются. С чем это связано?

— Во-первых, в денежном выражении оборот розничной торговли продовольственными товарами увеличивается. Действительно, в физическом выражении мы имеем некоторое сокращение. Но в то же время у нас целый ряд регионов до сих пор критически не насыщен магазинами современных форматов. Что говорить о регионах, если в Москве фактически должно быть как минимум в три-четыре раза больше гипермаркетов и супермаркетов, чтобы была нормальная конкуренция на рынке розничной торговли, которая есть, например, в Санкт-Петербурге или в Краснодаре, где действительно у покупателей есть возможность выбрать магазин. Если что-то не устраивает, можно перейти через дорогу или пройти 50 м и зайти в другой магазин.

— Какие именно игроки увеличивают площади, это крупные или малые магазины?

— Особенностью именно первого полугодия стала большая доля в приросте крупнейших торговых сетей, то есть, в первую очередь, это «Магнит» и Х5 Retail Group. Они обеспечили порядка 50% общего прироста площадей. Действительно мы видим, что несколько сократился прирост площадей по, скажем так, сетям второго эшелона, что обоснованно в условиях непростой экономической ситуации, роста процентных ставок по кредитам и усиления конкуренции. Они испытывают большие сложности и ограничивают свои программы прироста площадей.

— В основном мы говорим сейчас о крупных городах, или это и какие-то небольшие?

— Те данные, о которых мы говорим, — это вся Россия. Мы анализируем развитие ритейла по всей территории России, вплоть до Крыма, поэтому это срез общероссийский. Что касается того, где идут открытия, то мы сейчас наблюдаем увеличение прироста площадей в регионах, потому что рынок Санкт-Петербурга насыщен, рынок московский достаточно сложен. В этом плане мы ощущаем, что конкуренция именно на региональных рынках, на рынках малых городов, сейчас значительно усилилась.

— А перспективы и дальнейший тренд, учитывая, что какие-то законы принимаются, которые не будут способствовать, может быть, созданию небольших магазинов, в частности Роспотребнадзор закрывает бизнес на первых этажах?

— Если не произойдет нечто критическое, и не будут приняты какие-то совсем уж аномальные поправки в закон, то российская розничная торговля продолжит динамично расти и давать рабочие места. Сейчас это действительно очень важный момент. Не нужно забывать, что с каждым квадратным метром площади, с каждым открытым магазином увеличивается количество занятых людей. Это сейчас в регионах очень актуально, когда мы видим, что в промышленности, наоборот, идет массовое высвобождение персонала, к сожалению, сокращения, перевод на неполный рабочий день и так далее.

Вся лента