ЛУКОЙЛ встал в "медвежий угол"
Компания получит Восточно-Таймырский участок
ЛУКОЙЛ, добивающийся доступа к шельфу для частных компаний, получил свой первый актив в Восточной Сибири — сухопутную часть Восточно-Таймырского участка. За актив вдали от инфраструктуры компания заплатила 1,9 млрд руб., что в 600 раз выше стартовой цены Минприроды. Изначально блок включал в себя и шельф, где имеют право работать только госкомпании, но Роснедра все же разделили его, выставив на конкурс менее перспективную сухопутную часть. По мнению аналитиков, лицензия в труднодоступном регионе нужна ЛУКОЙЛу для лоббирования разрешения работать на шельфе, чего компания рассчитывает добиться уже осенью.
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" выиграло конкурс на освоение сухопутной части Восточно-Таймырского участка, это первый актив ЛУКОЙЛа в Восточной Сибири. За него компания предложила 1,9 млрд руб., что почти в 600 раз выше стартового платежа (3,2 млн руб.), указывает Минприроды. Срок лицензии на пользование недрами составит 27 лет. В ЛУКОЙЛе не комментируют подробности конкурса, но отмечают, что "получение лицензии открывает компании новые перспективы в Восточной Сибири". На участок претендовала и "Роснефть" — она подала заявку на конкурс и технические предложения по освоению. Вчера в компании не раскрыли, участвовала ли она в торгах.
Восточно-Таймырский участок недр расположен в Таймырском (Долгано-Ненецком) муниципальном районе Красноярского края близ устья Хатанги. Ресурсы нефти сухопутной части по D2 на 1 января 2009 года — 4,5 млн тонн, газа по этой же категории — 9,3 млрд кубометров, конденсата — 0,5 млн тонн.
Активный интерес к Восточно-Таймырскому участку ЛУКОЙЛ стал проявлять после того, как компания не смогла участвовать в первом этапе распределения наиболее привлекательных участков арктического шельфа в 2012-2013 годах. Сейчас по закону право осваивать шельф есть только у "Газпрома" и "Роснефти". В начале 2014 года глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сообщал Владимиру Путину о том, что ЛУКОЙЛ решил осваивать "медвежий угол" в Якутии, имея в виду Восточно-Таймырский участок. Но ЛУКОЙЛ бы не смог работать на нем, поскольку тогда блок был существенно больше (около 23,3 тыс. кв. км) и включал в себя не только сухопутную территорию, но и транзитные воды и шельф. До разделения участка его прогнозные ресурсы нефти по D2 оценивались в 351,1 млн тонн, извлекаемые — в 101,8 млн тонн, ресурсы газа — 226,1 млрд кубометров. В мае Роснедра разделили блок на морскую и сухопутную части, но в Минприроды отмечали, что владелец участка на суше получает базу для разработки и морского блока. Рассчитывает ли компания на получение и шельфовой части, в ЛУКОЙЛе не говорят.
Сейчас ЛУКОЙЛ вновь активно пытается добиться разрешения работать на шельфе. В июне вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что окончательная позиция правительства не определена, но обсуждается возможность "дозированного допуска на шельф частных компаний российского происхождения". По его словам, обсудить этот вопрос правительство планирует в течение "нескольких недель", а окончательное решение будет принято "после того, как правительство поймет, как избежать некоторых рисков". ЛУКОЙЛ рассчитывает, что изменения закона будут подготовлены осенью.
Глава Small letters Виталий Крюков отмечает, что ЛУКОЙЛ купил лицензию на Восточно-Таймырский участок с явным прицелом на получение и его морской части. Сейчас, говорит он, разработка блока не имеет экономического смысла, так как инфраструктура для него "стоит миллиарды долларов, такие комплексы строятся при запасах в несколько сот миллионов тонн нефти". "Это можно считать пробным шаром и первым шагом компании в сторону шельфа",— соглашается эксперт. По его мнению, ЛУКОЙЛ рассчитывает пока начать неспешную разведку, не требующую больших инвестиций, и дождаться решения правительства по допуску частных компаний на шельф.