Выборы вернулись к нулевым
Согласно выводам КГИ, конкуренция на них продолжает снижаться
Комитет гражданских инициатив (КГИ) экс-министра финансов Алексея Кудрина в преддверии единого дня голосования 13 сентября выпустил доклад "Основные тенденции регистрации кандидатов и партийных списков". Согласно выводам экспертов КГИ, итоги регистрации "привели к еще большему сокращению участия партий в значимых выборах". Фактически система вернулась к состоянию "середины нулевых годов", подчеркивают в КГИ: участвовать в выборах может минимум партий, хотя их количество после партийной реформы значительно выросло.
В предыдущем докладе КГИ отмечалось, что активность большинства партий, "не имеющих общероссийской льготы (то есть не освобожденных повсеместно от сбора подписей избирателей), на нынешних выборах заметно снизилась по сравнению с предыдущими, особенно с выборами 2013 года". Итоги регистрации, как говорится в новом докладе (авторы — эксперты КГИ Александр Кынев, Аркадий Любарев, Андрей Максимов), "прогнозируемо привели к еще большему сокращению участия в значимых предстоящих выборах политических партий" (выборы на уровне регионов и их административных центров): "Если в выдвижении кандидатов и списков из 74 имевших право на выдвижение партий участвовало 49 партий, то зарегистрированы кандидаты и списки только 33". Для сравнения, на выборах в 2014 году (не считая выборов в новых субъектах РФ) из 69 партий, имевших право на выдвижение, кандидатов выдвинули 53, а зарегистрированы списки и кандидаты были у 41 партии.
На выборах глав регионов было "первоначально выдвинуто 142 кандидата, или 6,8 на регион". Регистрацию прошло только 98, то есть в среднем 4,7 на регион (в 2013 году средний уровень конкуренции составлял 5). "Не исключено, что "стандарт" в четыре-пять кандидатов установлен сверху, и региональные власти, имея возможность управлять прохождением муниципального фильтра, под него подстраиваются, не допуская регистрации "избыточных" кандидатов",— предполагают авторы доклада.
Изменение избирательного законодательства в начале 2014 года (возвращение требования сбора подписей для большинства партий) привело к сокращению числа списков, участвующих в выборах заксобраний, отметили эксперты. Если в октябре 2012 года в выборах участвовало в среднем 13,2 списка, в сентябре 2013 года — 17,2, то в 2014 году этот показатель снизился до 8,4 списка. В этом году после завершения регистрации осталось 7,9 списка на регион. До реформы 2012 года максимум (8,1 списка в среднем) был достигнут в марте 2006 года. "Если в 2012-2014 годах конкуренция на выборах по партийным спискам была выше дореформенного уровня, то в нынешней кампании она уже снизилась к этому уровню",— констатируют в КГИ. При этом отсев списков на стадиях заверения и регистрации достиг рекордного уровня — 38,3% (в 2014 — 20%).
На выборах глав 1,2 тыс. поселений главную роль играет "Единая Россия": только она выдвинула кандидатов на большинство выборов, три другие парламентские партии выдвинули от 90 до 392 кандидатов, еще 14 — не более 11 кандидатов. Всего из 74 партий "19 вообще не пытались принять участие хотя бы в каких-то выборах", еще семь "потерпели полную неудачу, не сумев зарегистрировать ни одного кандидата".
Александр Кынев сказал "Ъ", что фактически система пришла к состоянию "середины нулевых годов", когда к выборам был допущен минимум партий. "Реформу выхолостили, партий много, а никого все равно не пускают. Есть разрешенные партии, у которых есть льготы, и в них всех загоняют как в Ноев ковчег,— говорит он.— Туда вступают, чтобы пережить стихийное бедствие, то есть несправедливую систему регистрации с чрезмерным количеством подписей и чудовищной системой проверки". При этом, говорит политолог, получается "порочный круг: чтобы получить льготу, нужно участвовать в выборах, а чтобы в них участвовать, нужно иметь льготу".
В докладе также отмечается, что "продолжается практически непрерывный марафон побед "Единой России" над теорией вероятности — эта партия по результатам жеребьевки неизменно получает первые места в бюллетене гораздо чаще, чем должна". Начиная с первого единого дня голосования в марте 2006 года, говорится в докладе, "Единая Россия" получила первый номер в бюллетене на региональных выборах в 73 случаях из 169 (43%), хотя "вероятность такого события при честном проведении жеребьевок (то есть при случайном их исходе) ничтожно мала".