Коллективную безопасность разворачивают на юг
На саммите ОДКБ в Душанбе обсудят защиту рубежей блока от "Исламского государства"
Сегодня и завтра в Душанбе пройдет саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), курируемого Москвой военно-политического блока на постсоветском пространстве. В нем примет участие и президент РФ Владимир Путин. Среди ключевых тем: исламистская угроза, с которой столкнулись страны Центральной Азии. Источники "Ъ" в структурах организации говорят, что для борьбы с боевиками из "Исламского государства" члены ОДКБ готовы задействовать свои контингенты и за пределами территории блока — в составе широкой международной коалиции под эгидой ООН. Однако поскольку сформировать ее пока не получается, лидеры стран ОДКБ сконцентрируются на защите собственных границ.
Заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ (в них принимают участие главы государств, министры иностранных дел и обороны, а также секретари советов безопасности) ранее, как правило, проходили в Москве. Это представлялось логичным: Россия имеет наибольший вес в блоке (в который также входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) и покрывает основные расходы по поддержанию его деятельности.
Однако с этого года встречи на высшем уровне будут проводиться и в странах, председательствующих в организации. Таджикистан свое председательство как раз завершает, на очереди — Армения. На расширении географии саммитов, однако, демократизация в ОДКБ заканчивается. Накануне встречи помощник президента РФ Юрий Ушаков рассказал, что в Душанбе — за закрытыми дверями — будет рассматриваться и вопрос о переутверждении Николая Бордюжи на посту генсекретаря блока. При этом представитель Кремля дал понять, что Москва альтернатив нынешнему генсеку не видит. Николай Бордюжа возглавляет ОДКБ с 2003 года (до этого он, в частности, руководил администрацией президента РФ и был секретарем Совбеза РФ). В НАТО с 2003 года сменились уже четыре генсека.
Обстановка в Центральной Азии может обостриться в любой момент — и в самом уязвимом положении Таджикистан. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, Душанбе сталкивается с нарастающими угрозами "с южного направления в связи с деградирующей обстановкой в Афганистане, где наряду с традиционно присутствовавшими там экстремистскими группировками (включая "Исламское движение Узбекистана", "Исламское движение Туркестана" и "Аль-Каиду") сейчас уже появилось "Исламское государство"".
Боевики из (запрещенного в РФ) "Исламского государства", захватившие обширные области в Сирии и Ираке и активно вербующие сторонников в Афганистане, уже проникают и в Таджикистан. Протяженная (около 1350 км) и слабо контролируемая таджикско-афганская граница и ранее вызывала опасения: с афганской стороны некоторые прилегающие к ней территории полностью контролируются талибами. Сейчас же наиболее радикальные талибы примыкают к "Исламскому государству", создавая угрозу для всей Центральной Азии, а значит — и для России.
В 2013 году члены ОДКБ договорились оказать техническую помощь таджикским пограничникам, охраняющим границу с Афганистаном (см. "Ъ" от 23 сентября 2013 года). Однако этого явно недостаточно. Вплоть до 2005 года этот рубеж защищали российские пограничники, потом охрана границы полностью перешла в ведение Душанбе. Россия, по словам источника "Ъ", близкого к секретариату ОДКБ, не исключает сценария, при котором ее военнослужащие вернулись бы на границу, но для этого необходим запрос властей Таджикистана. Однако Душанбе пока настаивает лишь на увеличении техпомощи.
Впрочем, другой источник "Ъ", близкий к структурам блока, говорит, что "на данный момент ситуация не требует постоянного присутствия российских сил или контингентов ОДКБ на таджикско-афганской границе". "Недавние внезапные учения показали, что при необходимости туда можно оперативно перебросить группировку",— пояснил он. Действия на случай ЧП в ОДКБ в мае отрепетировали в ходе первых за все время существования блока внезапных учений — они проходили как раз на территории Таджикистана. Об итогах этих маневров завтра будет доложено президентам. В целом в организации результаты учений оценивают положительно. "Первый "блин" не вышел "комом"",— говорит один из собеседников "Ъ". В то же время он признает, что ряд моментов требуют совершенствования. Речь идет как о подготовке войск, так и о налаживании бюрократических механизмов (например, по получению оперативных разрешений на пролеты военной авиации над территорией других членов блока).
При этом собеседники "Ъ" в ОДКБ не исключают, что силы организации (а у нее есть и миротворческий контингент) могли бы быть задействованы в борьбе с "Исламским государством" и за пределами территории блока — если бы удалось сформировать широкую международную коалицию под эгидой ООН. Но как уже неоднократно писал "Ъ", формирование такой коалиции — за которую активно выступает Россия — осложняется категоричным нежеланием США и ряда стран региона взаимодействовать с режимом президента Сирии Башара Асада. Ожидается, что позиция стран ОДКБ по этому вопросу будет отражена в совместном заявлении глав государств — членов блока.
Встреча в Душанбе проходит на фоне резко обострившейся внутриполитической обстановки в Таджикистане. 4 сентября группировка, которую, как утверждают власти страны, возглавляет бывший замминистра обороны Таджикистана генерал-майор Абдухалим Назарзода, совершила нападения на районный отдел милиции и на одно из управлений оборонного ведомства, а затем ушла в Рамитское ущелье к востоку от столицы республики. Там сейчас проводится антитеррористическая операция. Таджикские силовики утверждают, что окружили остатки "антиправительственной группировки".
Юрий Ушаков рассказал, что обсудил эту тему со своим таджикским коллегой. "Он подчеркнул, что там все спокойно сейчас и никаких признаков того, что происходит что-то особого характера в Душанбе, мы даже не заметим",— передал представитель Кремля слова своего коллеги.