Смешанная с искусством техника
"Эксперименты в искусстве и технологии" в зальцбургском Музее модерна
Выставка прогресс
Одни любят 60-е за буги-вуги и раскрепощенные отношения, другие — за обилие идей в искусстве, поражающих воображение и сегодня. Сотрудничеству инженеров и художников, таких как Роберт Раушенберг и Энди Уорхол, посвящена большая выставка в Зальцбурге. В союз алгебры и гармонии вступил специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.
Выставка в зальцбургском Музее модерна — из числа тех, что нравятся публике. Полутемные залы, обилие старых черно-белых фильмов, экспонаты, с которыми можно в буквальном смысле слова поиграть, как в гигантский калейдоскоп Роберта Раушенберга, где крутишь наложенные друг на друга цветные круги, или побегать от серебряных надувных подушек Энди Уорхола, летающих по комнате от малейшего движения воздуха. Обертки из полиэтилена Уорхол наполнил гелием в 1966-м, за год до формального образования группы E.A.T.— это аббревиатура движения Experiments in Art and Technology, "Эксперименты в искусстве и технологии". Ее истории отдан весь третий этаж большого музейного здания на горе, возвышающейся на Зальцбургом.
На самом деле еще годом ранее два сотрудника телефонной лаборатории Белла, обладатели многих патентов Билли Клювер и Фред Вальдхауер организовали вместе с Раушенбергом и Робертом Уитменом серию перформансов в Нью-Йорке под названием "Девять вечеров: искусство и инженерия". Они собирали по 2000 зрителей в день, став первым массовым знакомством американцев с новым искусством. Перформансы проходили в помещении легендарного Armory Show, объединившего в 1913-м классиков авангарда, от фовистов и кубистов до футуристов.
Объединение создавалось ради облегчения контактов между художниками и инженерами, налаживания системы прямых заказов от первых на разработки вторых. Тем самым был снят ложный конфликт между физиками и лириками. Художники из E.A.T. пользовались новейшими достижениями, включая систему беспроводной передачи звука, экспериментировали с оптическими эффектами и шумовой музыкой, изучали возможности тела и техники. В работе группы участвовали хореографы Триша Браун и Мерс Каннингем; в теннисном матче в рамках проекта Раушенберга Open Score мяч, касаясь ракетки, извлекал из нее громкий звук и одновременно гасил лампочку, пока помещение постепенно не погружалось во мрак.
Прообразом союза стало сотрудничество Клювера и Жана Тенгели: в марте 1960-го инженер помогал делать машину из велосипедных колес, вентилятора и пылесоса (образцы метамеханики Тенгели сегодня стучат и крутятся на австрийской выставке). А в выставке "Искусство в движении", показанной в 1960-е в Амстердаме и Стокгольме, участвовали многие американцы, там проявилась связь новых течений с русским авангардом. Среди показанного было наследие Наума Габо; так восстанавливалась традиция инакомыслия в искусстве, прерванная мировой войной.
Вершиной деятельности группы стал павильон фирмы "Пепси" на выставке "Экспо-70" в Осаке, в Зальцбурге ему посвящен особый раздел. Его появление — дело случая: у Роберта Бреера из E.A.T. был сосед из "Пепси-колы", а у соседа — нестандартное мышление, позволившее заказать необычное здание. Над павильоном работали 63 инженера, художника и сочувствующих им мыслителя. В итоге он вошел в историю, ведь всемирные выставки были тогда не столько коммерческими проектами, сколько манифестами визионеров, с такими участниками как Ле Корбюзье и Бакминстер Фуллер.
Условия в Японии не гарантировали абсолютной свободы, так, требовалось сохранить изначально предусмотренный купол. Его "прикрыли" водяным облаком-скульптурой работы Фуджико Накайя. Семь "Поплавков", скульптуры самого Бреера, двигались у входа в павильон. О нем писал советский супрематист Константин Рождественский, когда делился впечатлениями от Осаки: "Море света, цвета. Меняющаяся окраска павильонов. Каскады воды самых причудливых форм, цветные облака водяной пыли. Феерия из воды, света, цвета, огня, музыки...".
Клювер дружил с Понтусом Хультеном, легендарным шведским коллекционером и куратором, не просто понимавшим, но и продвигавшим новое в искусстве. Стоит ли удивляться, что в начале 1970-х важнейшая часть работ E.A.T. оказалась в Стокгольмском музее современного искусства, которым Хультен руководил? Вскоре завершилась формальная жизнь инженерно-художественной группы, перестала выходить ее периодика, закрылись детские программы.
История E.A.T. напоминает о тех редких источниках вдохновения, которые не иссякают с годами. Скопировать тут вряд ли что получится, а вот заразиться живым отношением к жизни и творчеству удается. Пример — "лунный музей", созданный при участии сотрудников E.A.T. Он выглядит как небольшая табличка с именами шести художников, мечтавших отправить ее с лунной экспедицией NASA. Мечтателям отказали, и они при помощи доверенных инженеров втихую прикрепили табличку к ноге лунного посадочного модуля. Чтобы проверить, правда или это нет, требуется снарядить новую экспедицию на Луну. Пока она готовится, можно сходить на выставку в Зальцбурге — убедиться, что с головой у авторов этой затеи все было в порядке.