Государство не вписывается в "Стратегию-2030"
Эксперты обсуждают образ будущего
Что следует сделать, чтобы "Стратегия-2030" не легла под сукно вслед за аналогичной программой до 2020 года, обсудили участники околоправительственных экспертных групп. Они полагают, что прежде всего следует найти образ желаемого будущего — "военная сверхдержава", "страна умных людей", "самая большая страна мира". И исходя из него выбрать, на что преимущественно тратить бюджетные деньги,— на ВПК, образование или инфраструктуру. Идеологически эксперты сошлись на необходимости снижения роли государства в экономике, иначе ей грозит деградация.
Дискуссия по "Стратегии-2030" прошла в МГУ под эгидой Ассоциации независимых центров экономического анализа. С содокладом выступил один из руководителей работ над стратегией, декан экономического факультета МГУ и член Экспертного совета при правительстве Александр Аузан.
Напомним, координирует разработку "Стратегии-2030" министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов, первые наброски ожидаются не раньше начала 2016 года (см. "Ъ" от 21 июля). Пока непосредственной разработкой стратегии занимаются в Минэкономики (по закону о стратегическом планировании), пояснил "Ъ" господин Аузан. По его словам, если составлять самую общую программу, к началу 2016 года уложиться можно, но тщательная проработка документа потребует социологических и экономических исследований.
В начале дискуссии экономисты попытались понять, почему так и не были реализованы аналогичные масштабные программы — "Стратегия-2020" и "Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 года". Руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич напомнил коллегам, что согласно последней объем российского ВВП должен был вырасти к 2020 году на 125%, по нынешним же прогнозам к этому сроку рост составит не более 12%. Производительность труда должна была увеличиться на 140-150%, сейчас ждут лишь 15%. В анализе неудач эксперты разошлись. "Было расписано, что нужно делать государству и бизнесу, но не сказано, зачем",— констатировал господин Гурвич. В "Стратегии-2020", напомнил господин Аузан, было несколько вариантов развития, но правительство так и не сделало предложенного ему выбора.
"Единственная возможность сформировать новую стратегию — найти консенсус элит относительно образа желаемого будущего",— заявил господин Аузан. Вариантов, по данным опроса 300 экспертов "Открытого правительства" (результаты он пообещал представить на октябрьском форуме в Сочи), несколько — "военная сверхдержава", "страна умных людей", "самая большая страна мира". Приоритеты, соответственно, должны отдаваться ВПК, образованию или транспортным инфраструктурным проектам, заключил эксперт. Две трети опрошенных считают, что деньги государству следует тратить преимущественно на образование и здравоохранение, но только 6% из них полагают, что это фактически будет происходить. Поиски стратегии осложняются короткими горизонтами планирования и низким уровнем общественного доверия, обобщил господин Аузан мнения респондентов.
Статус-кво в экономике РФ эксперты критиковали. Страна движется "все медленнее и все менее результативно", дал оценку Александр Аузан. В ближайшие годы предел роста ВВП — 1-1,5%, согласился Евсей Гурвич: это вдвое-трое ниже, чем предрекает мировой экономике ОЭСР. При этом эксперты сошлись на том, что внешние шоки не причина российских проблем. По словам Евсея Гурвича, сейчас "нормальные цены на нефть", в середине 2000-х рост базировался на сверхвысоких нефтяных доходах: "Мы выиграли $2,5 трлн в лотерею". Советник руководителя аналитического центра при правительстве Леонид Григорьев саркастически поддержал: "Для развития нужно сохранить нефтяные цены на уровне $40-60 за баррель. Когда высокие цены, мы мозги отключаем".
Успех новых стратегий эксперты видят в разгосударствлении экономики и четком целеполагании. "Вступление в ОЭСР, Международный финансовый центр неактуально, а что актуально, непонятно",— заметил Евсей Гурвич. Он полагает, что целью новой стратегии должно стать восстановление макроэкономической стабильности, разгосударствление бизнеса, сокращение нерыночного сектора, ослабление силового давления на бизнес и избыточного контроля. "Альтернатива этому — деградация экономики",— считает глава ЭЭГ. По мнению же господина Аузана, "примерный набор" мер включает инфраструктурные инвестиции в рамках механизмов ГЧП, децентрализацию налогов и полномочий и поддержку накопительной пенсионной системы.